"Республика Татарстан" № 80 (24636) 20 апреля 2002, суббота


Наши публикации

В Новом Сережкино чтут традиции

Чувашское село Новое Сережкино, что в Лениногорском районе, - типичная глубинка. Даже чтобы в райцентр добраться, нужно почти 70 верст преодолеть. Но народ здесь не чувствует себя на отшибе, живет интересно, и не только трудами ради хлеба насущного.

Многие в селе считают, что им повезло с директором местного Дома культуры. Александр Николаевич Винников оказался художником и по натуре, и по призванию. Помещение очага культуры он украсил своими картинами, старается поддерживать атмосферу, привлекающую сюда людей в часы досуга. С его участием при Доме культуры открыт музей, сотни экспонатов которого отражают историю села, здешнего хозяйства, воссоздают быт населявших эти места людей.

 

 

 

 

"Республика Татарстан" № 39-40(24595-24596) 28 февраля 2002, четверг


Наши публикации

Малая родина

Колдовская деревня

Это старинное поселение за глаза зовут деревней колдунов. И на всякий случай немножко побаиваются, хоть и мало кто в наше время серьезно верит в колдовство. И все же что-то тут есть такое... Например, появляется видение в виде белой лошади. Не верите? А вот жители Нового Аксубаева верят, потому что с ней встречались не раз. Говорят, что в таких случаях не надо бояться, а надо усиленно ругать видение (кто как может и на каком угодно языке), тогда мираж бесследно пропадает.

Новое Аксубаево - деревня некрещеных чувашей (их еще иногда называют язычниками, или, по старинке, ясачными чувашами). После присоединения Казанского ханства к Русскому государству началась повсеместная христианизация нерусских народов Закамья. Поначалу власти пытались склонить язычников к добровольному крещению, предлагая им за это льготы, например освобождение от ясачного налога или от службы в армии. "Инородец", принявший христианскую веру, мог также жениться на русской девушке, ему давали денежное пособие да еще в придачу земельный надел. Только с 1740 по 1764 годы христианами стали 300 тысяч чувашей-язычников.

Простой люд в старину крестили так: загоняли всех жителей того или иного селения в реку, а при выходе из воды на берегу поп тыкал каждому в лицо крест и давал новые имена: "Ты будешь Иваном, ты - Петром..." Но многие тут же забывали их и продолжали звать друг друга прежними, языческими именами.

У чувашей Аксубаевского района сохранилась легенда о трех братьях: Акспае, Ильдереке и Ендрусе, основавших селения Аксубаево, Ильдеряково и Енорускино.

А кто же стал основателем Нового Аксубаева, расположенного в семи километрах от другого, надо полагать, более раннего и старого - нынешнего райцентра Аксубаево?

Предание гласит, что князь Акспай добровольно принял крещение в русской церкви, а людей своих крестил в реке Сульче. Но его брат Урза (оказывается, был у него еще и такой брат, может, двоюродный?) не захотел принимать православную веру и убежал на речку Кисинку, где обосновал селение Новое Аксубаево. Но и тут ему не давали спокойно жить попы. Тогда Урза решил уйти еще дальше. И переселился с частью самых преданных своих людей в Спасский район, где основал деревню Урзы.

Что же касается других чувашских селений Чистопольского уезда, принявших православие, то еще долгое время в них продолжали строго соблюдать традиции и обряды древнечувашской религии. Хотя и знали люди, что у них есть церковь, но не понимали сущности новой веры и попов, читавших свои проповеди на русском языке. Чуваши почитали своих ирихов и киреметей, совершали жертвоприношения и не обращали особого внимания на иконы в доме.

"Если бы попы перестали ходить к чувашам с крестом и святою водою, то давно бы чуваши спустили свою икону по течению реки. Но чуваши понимали, что ее нельзя бросать куда попало. Тогда она будет часто попадаться на глаза людям и будет держать людей, то есть насылать на них болезнь, как киреметь с ирихом". (Охотников Н.М. Записки чувашина о своем воспитании. Казань, 1895 год).

В Новоаксубаевском Совете местного самоуправления мне настоятельно советовали познакомиться с Розой Николаевной Чентаевой. Никто другой в селе не знает историю, обряды и обычаи некрещеных чувашей так хорошо, как она. Чентаева незаурядный и очень интересный человек. Недаром киношники, которые приезжали делать фильм про чувашей Нового Аксубаева, консультировались прежде всего с Розой Николаевной. Она же организовывала массовки, собирала народ, сама участвовала в съемках. Фильм получился красочный и интересный.

Самый любимый праздник некрещеных чувашей - Семик, который отмечается весной. К этому дню нужно успеть употребить в пищу семь разных растений, например щавель, одуванчик, крапиву, борщевик, медуницу, тмин, сныть. Особенно почитается крапива, потому что если успеть до первого грома поесть крапивы, то целый год не захвораешь. Также полезно для здоровья выбежать во время грома на улицу и трясти на себе одежду.

К Семику чуваши пекут пироги, варят пиво и квас, а также заготавливают веники из молодой березы. В день праздника моются в бане, непременно до восхода солнца. К обеду, празднично разодетые, все идут на кладбище - приглашать в гости домой умерших родственников. Причем мужчины зовут мужчин, женщины

Роза Николаевна пригласила нас принять участие в старинном чувашском обряде поминок, которые были намечены в доме ее недавно умершей свекрови. "Четверговые" поминки проводятся через определенное время, которое вычисляется по Луне, и длятся всю ночь. Зовут их Юбой. В день Юбы близкие родственники умершего режут барана или овцу, рано утром едут в лес, читают молитвы и рубят деревце, из которого затем делают столбик. В верхней его части вырезают подобие человеческого лица, надевают шапку или платок, заносят в избу, укладывают в постель. А потом с почестями и песнями несут это "изваяние" на кладбище и устанавливают на могиле умершего. Многих удивляет, что, провожая умершего в последний путь, некрещеные чуваши поют не только похоронные песни, но и веселые, даже свадебные.

Роза Николаевна Чентаева так объясняет этот факт:

- Мы, язычники, дети природы, не боимся смерти. Она не является для нас чем-то ужасным и страшным. Просто человек уходит в другой мир, а мы его провожаем. Когда при этом поем свадебную песню, значит, желаем, чтобы умерший женился на том свете и был счастлив.

В баню перед поминками мы опоздали, но прибыли как раз к ужину. За столом, раскрасневшиеся от обильной еды и громких разговоров, сидели приглашенные. Нас встретили приветливо, тут же уступили лучшие места, пододвинули угощение.

Посредине стола стояло большое блюдо, утыканное по краям горящими свечками. Мы тоже зажгли огоньки - по традиции, это должен сделать каждый, кто приходит на поминки. Прежде чем начать есть, полагается отломить от каждого яства небольшой кусочек и положить в то самое блюдо - это для умерших родственников, духи которых неизменно приглашаются на поминки. К концу торжественного вечера блюдо наполнилось едой доверху, его вынесли и поставили к воротам. Но перед этим, оказывается, нужно обязательно сдвинуть стол с места, чтобы попросить духов уйти, иначе они могут доставить живущим в доме неприятности.

Вообще, чуваши- язычники с большим почтением относятся к мертвым. Одна из главных их заповедей гласит: у мертвых ничего нельзя брать, что взял - положи на место. А кто нарушит это правило, того ждет кара. В качестве примера нам рассказали такой случай (со слов Марии Горбуновой):

- Это было в семидесятые годы, я тогда работала дояркой. Задумал председатель колхоза построить летний лагерь для скота на берегу речки Огородной. Стали мужики с землей возиться, а там кладбище оказалось, по всей видимости очень старинное. Один скотник нашел большую кость, человеческую, и принес ее показать нам. Оставил на столе и ушел. А ночью вдруг заболел, да так сильно! И никто не мог сказать, из-за чего, пока кто-то из старых людей не предположил, что, может быть, это кость виновата, которую он с места взял, а обратно не закопал. Тогда скотник отнес свою находку на прежнее место и выздоровел.

Слово за слово наш разговор перешел на необъяснимые чудеса, которыми на удивление богата новоаксубаевская земля (старики говорили по-чувашски, Роза Николаевна переводила). Взять, к примеру, белую лошадь, которая время от времени, по весне, появляется в овраге возле Малого Аксубаева. Эту красавицу, отнюдь не к добру появляющуюся перед людьми, не раз видели местные мужики, которые там пахали землю на тракторе.

Каждому чувашу знакомо старинное слово "киреметь". Это нечто вроде заколдованного места, где живут духи, требующие, чтобы их ублажали, приносили им жертвы. Время от времени нужно обязательно чистить и приводить в порядок киремети, поэтому за ними следил специальный человек - хозяин. В Новом Аксубаеве им был, пока не умер, Илья Мальков. Чуваши утверждают, что далеко не каждому человеку это занятие, требующее знаний старинных обычаев, традиций, по плечу. Как правило, навыки передаются из поколения в поколение. Если в киремети сделать что-то не так и обидеть духов, можно накликать большую беду на всю деревню. Поэтому киремети боятся, туда не ходят.

Вот уже несколько лет киреметь в Новом Аксубаеве никто не чистил, некому стало. Роза Николаевна Чентаева полагает, что это одна из причин нынешней трудной жизни новоаксубаевцев.

В старину перед началом весенне-полевых работ или летней страды чуваши резали животных: богатые - барана, бедные - курицу или гуся, варили и после моления ели сообща всей родней или всей деревней. Киремети молились, на нее возлагали надежды. В тяжелые моменты люди клялись киремети принести жертву. Здесь люди вымаливали дождичка. У кого не было детей - просили дитя.

Перед началом хоровода - уява - молодежь приходила к старцу просить разрешения начать веселье. Тот старец ходил на киреметь, клал поклоны и просил духов не препятствовать молодым веселиться. И только после этого можно было начинать действо.

Хороводы запрещалось водить до всхода озимых, песни масленицы можно было петь лишь после того, когда начинал прибавляться день. Интересно, что кроме своих народных песен чуваши долгое время никаких других не знали. Потом уже в их репертуаре появились русские и татарские. Менялась и мода - девушки стали носить европейские платья. Старики ругали молодежь за чужие песни, а вот за моду не ругали, потому что, скажем, на русские платья материи уходило меньше. Традиции традициями, а экономия - дело святое!

До сих пор жители Аксубаевского района традиционно отмечают разные праздники в разных деревнях. Считается, например, что зимний Никола (19 декабря) - праздник жителей Нового Аксубаева, и в этот день все к ним в гости приезжают. 19 января, на Крещение, едут в Кисы, в Михайлов день гостей принимают в Новом Тимошкине, на Феодосию съезжаются в Аксубаево, на Рождество - в Иляшкино.

Свадьба, как правило, устраивается в нескольких домах сразу. По солнцу гости переходят из дома в дом, погуляли в одном - направляются в другой. При входе в дом жениха молодых осыпают мукой или зерном, а то и золой (эта "честь" доставалась тем, кто до свадьбы слыл гуленой), приговаривая, чтобы жили в достатке и были всегда сытыми.

Перед свадьбой невесте на голову надевают национальный чувашский головной убор - девичью хушпу. А после свадьбы меняют ее на женскую. Макушка у девичьей хушпу острая, как на шлеме древнего воина, а у женской - плоская. Кстати, в Новом Аксубаеве чуваши нас убеждали, что на голове у Сююмбике, известной татарской царицы, был именно такой остроконечный шлем - чувашская хушпу. Мол, возможно, по национальности Сююмбике была чувашкой?

В старину невесту в дом жениха обычно привозили на лошади с бубенчиками. С воза девушку принимал брат жениха и нес на руках в дом. За оказанную честь невеста отрывала от своего головного убора самую дорогую монету и дарила ее новоявленному родственнику. Затем ее отводили на чердак, где уже ожидали девушки-подружки. А жених с гостями в это время сидел за столом, и все вместе они начинали петь свадебные песни.

Обязательный атрибут чувашской свадьбы - мелодичные песни, красивые пляски. Как начнут плясать девушки и женщины, так и зазвенят на их костюмах в такт музыке украшения из монет и бусинок! А "оркестр" - это шапар курье (надутый пузырь с рожком) и самодельная скрипка. Иногда свадьбы проходили вообще без музыкального сопровождения - его заменял звон женских украшений во время пляски. Плясали также под ритмичный перестук чашек и ложек - в этой "музыке" чуваши слыли большими мастерами.

Чувашские свадьбы по традиции длились по три-четыре дня. Третий день называли "Сене сын салми" (лапша невесты). Гости говорили: "Идем есть невестину салму". Если гости издалека задерживались на свадьбе на пятый, а то и шестой день, для них принято было топить баню. В баню шла и невеста вместе со свекровью, причем первая дарила второй еще один подарок - банный.

Мы приехали в Новое Аксубаево в знаменитую послерождественскую неделю. А тут как раз последний день гаданий - 17 января. Роза Николаевна сказала, что нужно испытать судьбу, если, конечно, не боюсь. Потому что может выпасть и плохое. Но от судьбы, как говорится, все равно не убежишь, и мы

Не мы первые к ней явились заглянуть в будущее. Ольга Ильинична привычно вынесла из горницы потрепанную тетрадку, картонку, испещренную какими-то магическими кругами и цифрами, коричневый восковой шарик. Последним нужно трижды обвести вокруг собственной головы, потом крутануть в воздухе и бросить на картонку. При этом называется имя. В какой круг и на какую цифру упадет шарик - там и судьба ваша... О том, что ждет, можно прочесть в заветной тетрадке. Ольга Ильинична сказала, что эти сведения переписываются и передаются в их деревне из поколения в поколение и что пророчества эти не врут.

Я сделала все, как полагается, и стала ждать прогноза. Он прозвучал на чувашском языке. Улыбающаяся Роза Николаевна доложила, что мне выпало "жить - не переживать".

Свежий морозный воздух клубами ворвался в избу, когда мы попрощались с хозяйкой и ступили за порог. Было тихо-тихо, на небе сверкали яркие звезды. Большими уснувшими птицами казались нахохлившиеся сугробы. И в них светящимися квадратиками отражались окна деревенских домов. Но кое-где в избах было темно и пусто. Это брошенные дома, в которых после смерти стариков-пенсионеров стало некому жить. Проблема многих сел, есть она и в Новом Аксубаеве. Но это уже совсем другая тема...

Людмила КАРТАШОВА.

 

 

 

"Республика Татарстан" № 151 (24707) 30 июля 2002, вторник


 Культура

Песни над Ольгиным родником

Старое Тимошкино - большое современное чувашское село, в котором проживает свыше 900 человек. Это одновременно и одно из самых старинных селений Аксубаевского района. Местные жители рассказали, что на правом берегу реки Большая Сульча до сих пор сохранились бугры и большие ямы прямоугольной формы - остатки древних полуземляных домов. Когда археологи проводили здесь раскопки, то находили рядом с захоронениями людей глиняную посуду, бронзовые серпы и другие орудия труда. Это Старо-Тимошкинский курган - археологический памятник срубной культуры. Племена этой культуры жили на данной территории еще в глубокой древности - занимались скотоводством и земледелием в припойменных долинах.

Нынешние жители Старого Тимошкина умеют не только работать, но и отдыхать, петь и танцевать. К услугам их дом культуры - просторное двухэтажное здание. Здесь очень уютно, стены увешаны картинами, разукрашены орнаментом в чувашских народных традициях. И почти везде на рисунках присутствует белоствольная береза. Чуваши ее очень любят, но считают деревом грусти. И стараются из нее ничего не строить.

Дом культуры - обитель, в первую очередь, участников самобытного, самого крупного и прославленного в Аксубаевском районе чувашского фольклорного ансамбля "Уяв" ("Праздник"), которому уже четверть века. Руководит ансамблем Аркадий Алексеевич Харитонов - заслуженный деятель культуры Чувашской Республики, заслуженный работник культуры РТ. Интересна история возникновения ансамбля. В конце 70-х годов в Казани проходил первый республиканский конкурс фольклорных коллективов. Поучаствовать в нем пригласили всех желающих. В те времена художественным руководителем Старо-Тимошкинского клуба была Ольга Васильевна Максимова. Она собрала со всего села неравнодушных к сцене людей, объяснила ситуацию, стали вместе думать. Посовещавшись, решили показать в Казани композицию под названием "Чувашские посиделки". Казанскому зрителю посиделки понравились - старотимошкинцы стали дипломантами и, окрыленные, с новыми планами и задумками вернулись домой. Еще в пути придумали себе название - "Уяв".

Возраст участников ансамбля колеблется от 10 до 70 и более лет. Самые активные и талантливые артисты: Трубкина Екатерина Леонтьевна (в прошлом блистал и ее муж Павел Павлович, ныне покойный), Рыжакова Валентина Васильевна, Харитонова Нина Федотовна. Ансамблю частенько приходится выезжать с концертами (до 30 раз в год) в разные уголки республики. Ни один праздник в селе и районе не обходится без его участия. Артисты и поют хорошо, и танцуют отменно, в чем, кстати, немалая заслуга нынешнего художественного руководителя Старо-Тимошкинского СДК, выпускницы хореографического отделения Елабужского культпросветучилища Анны Тыкиной.

...В декабре 2000 года в Аксубаевском районе отмечали столетие со дня рождения выдающегося татарского поэта Хасана Туфана. Аксубаевцы к знаменательной дате создали музей великого земляка. На его открытие приехал Президент РТ Минтимер Шаймиев. По пути заглянул к тимошкинцам - у них к тому времени облагородили старинный родник, прозванный в народе Ольгиным. Будто бы давно ходила к этому роднику за водой бедная, но очень красивая чувашская девушка Ольга, и каждый раз встречалась здесь со своим любимым, таким же бедным простым парнем. Но не выпало Ольге выйти замуж по любви, выдали ее насильно за старика... А родник с хрустальной водой назвали ее именем.

Нашему Президенту родник очень понравился, он с удовольствием испил вкусной водицы и сфотографировался на память с участниками чувашского ансамбля "Уяв".

В четвертый раз в районе прошел ежегодный чувашский народный праздник "Уяв", который по традиции начинается 22 мая вечерним хороводом и заканчивается 12 июля, на Петров день. До этого распоряжением главы администрации для ансамбля "Уяв" приобрели новые красивые костюмы, купили гармошки и другие музыкальные инструменты. Так что теперь "Уяв" выглядит очень нарядно.

Рассказывая о самодеятельных артистах из Старого Тимошкина, нельзя обойти стороной и другие местные творческие коллективы, например, ансамбль гармонистов "Играй, гармонь", которым руководит Олег Геннадьевич Туйкин, народный драмтеатр, возглавляемый Зинаидой Владимировной Аниськиной. Не случайно по итогам 2001 года Старо-Тимошкинский СДК занял первое место среди сельских домов культуры Аксубаевского района.

Людмила КАРТАШОВА.

 

 

 

 

 

"Республика Татарстан" № 220 (24776) 2 ноября 2002, суббота


 Наши публикации

Точка на карте

Феномен села Рунга

Утлое суденышко мчалось по извилистой реке, подгоняемое течением. Древняя старуха шептала какие-то заговоры, сидя на корме. А гребцы - сыновья старухи и их дети - отрешенно думали: что готовит им это новое кочевье? Сумрачные краски сгустившейся ночи, луна, выглядывающая из-за облаков, - все зловеще напоминало беженцам о горькой судьбе. Трагические картинки быта далекого прошлого чувашей - излюбленная тема художника Александра Ивановича Алексеева.

Малая родина всегда подпитывает талант. Возможно, это и заставило Александра Алексеева вернуться в село своего детства лет десять тому назад. И по-иному увиделась ему родная Рунга через призму лет, прожитых в городе...

Все было внове, все вызывало острый интерес. А особенно волновали его рассказы стариков о прошлом, о языческих обрядах, о тех чертах национального характера, которые и составляют тот или иной этнос. Стариков Алексеев запечатлел на многих своих полотнах, которые можно обозначить одной темой - "язычество". Одновременно с прошлым его волнует и будущее. Настолько сильно, что он ступил на учительскую стезю. Став учителем труда и рисования в местной школе, он за несколько лет вместе с детьми сумел восстановить все ремесла, бытовавшие у чувашей в прошлых веках.

Вся деревня с любопытством следила за его экспериментом. А его друзья Василий Матросов и Роберт Гордеев - худрук и директор ДК - собирали и обрабатывали музыкальный фольклор. Алексеев воскресил деревенское подворье с этнографическими приметами XIX века, а Гордеев и Матросов возили свои фольклорные коллективы на гастроли не только по чувашским деревням, но и в столицы соседних республик.

Считает ли заведующий отделом культуры Буинского района Мударис Идрисович Гайфуллин, что село это, где дети мастерят скрипки по образцу прадедовских, плетут лапти и изготавливают не только предметы быта типа братин, деревянных ложек, но и старинные музыкальные инструменты (ритуальные барабаны, трещотки), - в некотором роде феномен?

Да, считает и всячески поддерживает. Вот и в этот раз он вез в деревню Матросову командировочные - руководитель фольклорного коллектива мальчиков был приглашен в Чебоксары на практическую конференцию, посвященную вопросам чувашского этноса. При въезде в Рунгу наше внимание привлекла деревянная скульптурная композиция. Чуваши в национальных костюмах как бы приглашали нас заехать в деревню, а в центре круга стоял ритуальный столб в виде конуса.

- Культы солнца, луны в древности были, например, у еврейского народа, но это было задолго до христианской эры. Зачем сейчас это нужно? Вместе с интересом к этнографии иногда возрождается и язычество, - обращаюсь я к Мударису Идрисовичу.

- Да, у Александра есть такие тенденции. Языческая часовня на огороде имелась. Но ведь у нас свобода вероисповедания. Каждый молится, как может.

- Но дети должны быть свободны от этого.

- Насколько мне известно, - сказал Мударис Идрисович, - детей он учит воспринимать красоту, прививает художественный вкус. Они пишут картины, лепят, мастерят кукол в национальном стиле, но вместе с тем плетут лапти, делают бочонки, уникальную деревянную посуду, добротную мебель, как в старину. У него в мастерской рядом с деревянными корытцами, которые так удобны в быту, можно увидеть причудливо вырезанные шахматы - и все это дети изготавливают сами.

...И вот машина выскочила в центр села и встала возле школы. Забор, весь изукрашенный национальной чувашской резьбой, резные скульптуры, новые резные ворота с цветами и растительным орнаментом. И дома вокруг школы тоже были все до одного в новых наличниках на окнах, с новыми резными воротами... Как преобразилось село, каким нарядным и праздничным оно стало!

- А если еще выйдут на улицу чуваши, одетые в яркие костюмы, на свадьбу, которую тут гуляют по-старинному, можно подумать, что попали в XIX век, - подметил Гайфуллин.

Мы подошли к дому Василия Матросова. Это был коттедж и в то же время терем, весь изукрашенный деревянной резьбой. А "одевал" в дерево новый дом сын Матросова, бывший ученик Алексеева. Сейчас вернулся домой после учебы в Чебоксарах, будет работать в хозяйстве инженером по сельхозмашинам. Матросов рассказал нам, что в Рунге нынче ни один кусочек старой резьбы не пропадает: все несут в мастерскую к Алексееву и воспроизводят уже на новом прочном дереве. И костюмы свои старинные в музей все снесли, сшив себе по ним новые.

Матросов подготовил из музыкально одаренных ребят сильный фольклорный коллектив. Их неоднократно показывали по телевизору. Любит Матросов заходить в мастерскую к Александру. Как будто в сказочный город попадаешь, чего только там нет! Учитель дает детям задание, и они сами фантазируют. Одним словом, чувашский университет народного творчества. Алексеев поставил перед собой цель научить деревню старинным ремеслам и - научил. У самого Матросова дом - словно музей. Его жена - умелая вышивальщица. Если еще десять лет назад старые вышивки лежали по сундукам, то нынче каждая хозяйка старается перещеголять другую, и девочки от матерей учатся и кружева плести, и вышивать, готовят себе приданое, совсем как в старину.

Дочь-школьница только что вернулась с улицы, и отец сообщил с гордостью:

- Первое место заняла! Пела чувашскую песню на смотре в Буинске. Голос хороший. У меня все дети играют на национальных инструментах.

Вот уже несколько лет возглавляет Василий фольклорный коллектив. Где только в округе не слышали их песни! Летом были в Казани, Нурлате, Чистополе, Нижнекамске, Апастове, Камском Устье, Ульяновске, в Чувашии.

В Рунге много увлеченных людей. Недавно, например, Робертом Гордеевым овладела идея - научить юных рунгинцев писать стихи. И творческие конкурсы среди школьников завершались поэтическими вечерами, где жюри присуждало ярким дарованиям призы за лучшие стихотворные опусы. В результате уже стали появляться свои чувашские песни, написанные на местном материале.

- Недавно на слете передовиков в Буинске, - рассказывает Мударис Гайфуллин, - Роберт Гордеев получил денежную премию от имени главы администрации и звание "Лучший по профессии". И я рад, что работников культуры стали отмечать наряду с комбайнерами и животноводами.

...Мы снова приблизились к месту, где так живописно стоит среди сосен деревянная скульптурная композиция. И подумалось: вот они, предки рунгинцев, веселые, трудолюбивые. Сколько бы горя ни изведали в прошедших столетиях - все пережили, перемогли и в песнях своих рассказали нам о своем житье-бытье.

Людмила СУХАНОВА.

 

 

 

"Республика Татарстан" № 234 (24790) 23 ноября 2002, суббота


 Наши публикации

Точка на карте

Богатырская наша силушка...

Согласно преданиям и легендам, жившие в селе Малое Шемякино мужики отличались смелостью, богатырской силушкой и внушительным внешним видом. Здесь до сих пор народная молва хранит память о малошемякинских богатырях: Григории и Иване Осягиных, Сергее Колсанове, Григории Безродном, Иване Медведеве, Игнатии Костюхине, Николае Воронове... Как правило, все эти богатыри работали летом грузчиками в Самаре.

Иван Осягин, старший сын Григория Осягина, был до революции самым известным на всей Волге грузчиком, он легко взваливал на спину многопудовые ноши и даже не сгибался от тяжести. А Ивана Медведева, грозу всей округи, за то, что был жутким драчуном, прозвали Ванькой Медведем. Ох, и доставалось от Медведя его коллегам по профессии, самарским грузчикам. Хотя и сам буян, бывало, бит ходил - вся голова у него была в шрамах от ударов бутылками. Однажды Ванька Медведь, изрядно приняв на грудь, бесстрашно полез драться с двумя десятками грузчиков. Он схватил одного из них за ноги и стал крутить беднягой вокруг себя, как палицей, обороняясь от остальных...

Откуда пошло Малое Шемякино?

Здесь в 143 дворах проживает 368 жителей, среди которых русские и чуваши, но последних немного больше. В деревне есть средняя школа, медпункт, детсад, работают два магазина, действуют клуб, библиотека. По вечерам улицы Малого Шемякина освещают фонари - примечательный для сельской глубинки факт, свидетельствующий о торжестве цивилизации.

Но добраться до села от Тетюшей, например, непросто. Сначала нужно свернуть с трассы и доехать до Большого Шемякина, потом пройтись пешочком (потому что легковушка вряд ли проедет) километра четыре по извилистой проселочной дороге. Председатель Малошемякинского совета самоуправления Александр Ганькин рассказал, как не так давно в их село приехали высокопоставленные гости и очень удивились, что в столь глухом месте, так далеко от мира, можно жить...

А глухое и малодоступное это место - как раз посредине между Казанью и Симбирском - было некогда выбрано неспроста. Вокруг росли дремучие лиственные леса. Никто не знает точно, в каком году образовалось Малое Шемякино. Но местные краеведы предполагают, что лет 200 назад, а может, и поболее. Основали село беглые крепостные крестьяне.

Естественно, беглецы искали место для своего пристанища поглуше и подальше от каких-либо дорог. Приходили поодиночке или небольшими группами из разных российских губерний, в первую очередь из Верхнего и Среднего Поволжья.

Первые поселенцы начали свою жизнь на новом месте с раскорчевки леса, со строительства изб. В глубоких погребах жители держали множество кадок с припасами - солеными грибами, огурцами, мочеными яблоками, медом. В здешних лесах было полно ягод, грибов, диких яблок и груш. Летом мужики уходили на заработки, бурлачили на Волге, а зимой возвращались к семьям.

Невольно возникает вопрос: почему деревня называется Малое Шемякино? Ну, Малое понятно почему - потому что недалеко есть Большое. А Шемякино? Очевидно, не последнюю роль в этом названии сыграл так называемый "Шемякин суд", отличавшийся, как известно из истории, особой жестокостью и несправедливостью к бедному трудовому люду. То ли избежавшие этого суда беглые крестьяне сами назвали себя "шемякинцами", то ли жители других селений прозвали деревню Шемякино - никто теперь уж определить не может.

С сильными не борись, с богатыми - не судись

Дух свободы, словно вырвавшийся из бутылки джинн, пьянил и будоражил кровь бывшим крепостным крестьянам. Малошемякинцы отличались буйными характерами и смелыми поступками, чему в немалой степени способствовало пристрастие к "зеленому змию". До революции драки в селе происходили чуть ли не каждый день. Только и разговоров было о том, кто кого поранил ножом или кому разбили голову кистенем. Но судебных разбирательств после деревенских драк не было, поскольку это считалось дорогим удовольствием для обеих сторон - и виновной, и пострадавшей. Дело было и вовсе проигрышным, если пострадавшим оказывался бедняк, а виновным - богатый.

Во время больших христианских праздников - Рождества, Масленицы, Пасхи - в просторных богатых домах Малого Шемякина неделями длились обильные пиршества, одна за другой откупоривались дубовые бочки из-под густого хлебного домашнего пива. На сытых лошадях, разукрашенных красивой сбруей, с бубенцами, катались богатые малошемякинцы, разодетые в дорогие дубленые шубы, в модные в ту пору кукморские валенки с красными кромками на белом фоне. И не дай Бог, попадется на пути бедняк на замызганной лошаденке, который не успеет уступить лихачам дорогу - бедняцкие сани вмиг с хохотом опрокидывали, и охальники уносились прочь.

Интересна история о том, как разбогател некогда здешний житель Сергей Борисович Колсанов. Он 25 лет прослужил в царской армии. За это ему был пожалован от царя земельный пай, выделены денежные средства, которые Колсанов умело вложил в дело. Разбогател, построил себе новый дом. Этот дом до сих пор сохранился, вернее, сохранились остатки добротного некогда дома бывшего царского солдата...

В настоящее время в Малом Шемякине живет Анатолий Макарович Колсанов. Наверняка какой-нибудь родственник раскулаченного Колсанова. Анатолий Макарович - человек в селе уважаемый. Всю жизнь работал в колхозе скотником, сейчас на пенсии, воспитал пятерых детей. С детства у него было хобби - плел лапти для всей деревни. Потом Колсанов стал плести корзины разных форм и размеров, короба, которые всегда нужны в хозяйстве. Так что до сих пор многие малошемякинцы пользуются колсановскими корзинками - крепкими, удобными, красивыми.

Молодых людей от 14 до 30 лет в деревне больше 50 человек. Многие ребята, закончив школу, учатся потом в техникумах и училищах, возвращаются в родное село, работают механизаторами.

В Малом Шемякине неплохой Дом культуры, которым руководит симпатичная Надя Туганова. После школы она шесть лет трудилась дояркой на ферме. Потом решила сменить профессию - поступила в Елабужское культпросветучилище на режиссерский факультет и стала заведовать местным клубом. Благодаря Надежде в селе создан народный чувашский коллектив "Молодость". Надя сама активная его участница - и поет, и танцует. При клубе работает также драмкружок - спектакли о сельской жизни ставят на русском и чувашском языках.

Местную библиотеку, которая пользуется у всех жителей, но особенно у молодежи школьного возраста, большой популярностью, вот уже более 30 лет возглавляет Тамара Дмитриевна Карабанова. Сюда приходят не только почитать книги, полистать газеты и журналы, но и просто пообщаться, поучаствовать в постановке чувашских пьес.

Все мы родом из школы

Особой гордостью села Малое Шемякино всегда была школа. Она открылась здесь очень давно - еще в 1889 году при Никольской церкви стала действовать церковно-приходская школа. Первым учителем был Алексей Добросмыслов. Первыми учениками стали 25 мальчиков и 4 девочки. Писали ребятишки на грифельных досках, в обязательном порядке все ходили в церковь к заутрене, обедне и вечерне.

В 1951 году Никольскую церковь разобрали на стройматериалы и пустили их на строительство новой школы, которая получила статус семилетней. 50 лет отдал малошемякинской школе Маркел Степанович Туганов. Он из местных, родился в 1886 году. Школьники боготворили Маркела Степановича. За свой труд педагог Туганов был награжден орденом Ленина. Сам он также вырастил и воспитал 10 собственных детей.

Основоположником династии замечательных учителей села Малое Шемякино стал Иван Семенович Карабанов, который проработал в школе 30 лет, сначала учителем, а потом директором. Сейчас здесь трудятся две его дочери - Лидия Ивановна (директор школы) и Галина Ивановна.

...Вот и вечер

Мы уезжали из Малого Шемякина вечером, когда в небе уже зажглись звезды, запылали светом окна домов. Была суббота. По дороге встретилась группка молодых людей - веселых и мирных. Это студенты из райцентра домой на выходные приехали. Завклубом Надежда Туганова в ладненьком черном пальто и модных коротеньких сапожках на каблуках (ничем не хуже городских модниц) торопилась на работу - в клубе намечалась традиционная субботняя дискотека. Вот так и живет вдали от цивилизации вполне цивилизованно старинное село Малое Шемякино.

Людмила КАРТАШОВА.



 

Hosted by uCoz