http://koi.www.sochi.ru/abc/ab41/kr3.htm
АБАЗИНЫ
Юго-восточную часть территории Большого Сочи в первой половине XIX в. заселяли
абазинские общества, северо-западной границей которых была р. Хоста. Некоторые
исследователи включали в состав южных абазин и племя саше, проживавшее в
междуречье Сочи-Хоста и имевшие смешанное убыхско-абазинское население.
Ещё Евлия Челеби (1641 г.) делил южных абазин на прибрежных и горных. При этом
среди прибрежных он выделял в направлении с юго-востока на северо-запад следующие
общества: Гечь (в устье Псоу), Арт (в устье Мзымты), Садша, Хамыш (Хоста),
Сача, Джембе (Вардане), Бозудук (Якорная Щель), Осувеш (Шахе), Ашегали (Аше),
Суук-су (Шуюк в районе Макопсе), и, наконец, Котасы (Кадош у Туапсе). За Котасы
Евлия Челеби упоминает уже черкесское уже черкесское племя Жане. Выходит, что
ещё в середине XVII в. абазинское население было распространено на Черноморском
побережье Кавказа вплоть до Туапсе. Через 200 лет после Евлия Челеби, в первой
половине XIX в. Торнау выделяет приморскую группу абазин под именем садзов,
включая в неё вольные общества Гечь или Гечькуадж (правобережье Псоу), Аредба
(в устье Мзымты), Арткуодж или Эсхорипш (в долине Кудепсты), Хамыш (в устье
Хосты), Халцис (на правобережье Мацесты), а также Сочипсы или Облагукуадж или
Саше (в устье Сочи). Простое совпадение данных Евлия Челеби и Торнау по
приморским абазинским обществам свидетельствует о том, что за двухсотлетний
период наименования этих обществ в междуречье Сочи-Псоу практически не
изменились.
К горным абазинам Торнау относит общества Ахчипсу (в верховьях Мзымты), Аибга
(в верховьях Псоу), Чужгуча (на р. Чвижепсе, впадающей в Мзымту). Эта группа
горных абазин с господствующей фамилией Маршаниев была известна среди адыгов
под именем мдавей или медозюи и названа Торнау медовеевцами. Кроме них Торнау
упоминает ещё два горных абазинских общества: Чужи (в верховьях Кудепсты) и Чуа
(в верховьях Мацесты). "Жители обществ Чужи и Чуа,- писал Торнау,- жившие
между собой дружелюбно, называют себя абадзою, не принимая названия
садзов..."
В перечне горных абазин у Евлия Челеби мы также находим названия Ахчипсы
(Ахчипсу - у Торнау) и Чаграй. Последнее, вероятно, сопоставимо с названием
Чужгуча, либо под ним скрываются названия всех трёх обществ: Чужгуча, Чужи и
Чуа.
Все приморские и горные абазины южного склона Западного Кавказа, подобно
убыхам, полностью выселились в 1864 г. в Турцию. Лишь несколько мелких
абазинских племён осталось проживать на северном склоне Западного Кавказа.
Современные абазины, насчитывающие до 30 тыс. человек, проживают в предгорьях
Главного Кавказского хребта, в верховьях рек Большой и Малый Зеленчук, Кубань и
Кума, в пределах Карачаево-Черкессии, а также в районе Кисловодска и в Адыгее.
Абазинский язык относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских
языков. Язык абазин имеет в настоящее время два диалекта: тапантский и
ашхарский. В целом современный абазинский язык близок к абхазскому, но содержит
много заимствований из кабардинского, и в фонетическом отношении является одним
из наиболее сложных языков нашей страны. Письменность на абазинском языке была
создана в 1932 году сначала на латинской основе, а с 1938 года - на основе
русской графики.
Язык садзов-джигетов, по-видимому, являлся одним из изолированных диалектов
абазинского языка с большими заимствованиями словарного запаса из убыхского
языка.
Исследованиями советского лингвиста А.Н. Генко, по данным расшифровки
материалов Евлия Челеби, установлено, что ещё в середине XVII века язык
"садша", на котором говорили предки садзов-джигетов, был очень близок
языку убыхов XIX века. Это, пожалуй, единственное свидетельство о характере
джигетского языка. Никто не занимался его исследованиями ни в период пребывания
джигетов на Кавказе, ни, тем более, после их выселения в Турцию, где этот маленький
народ (до 20 тыс. человек) ассимилировался ещё быстрее, чем убыхи.
Материал составлен по рукописи В.Ворошилова "Материалы по истории
и этнографии Большого Сочи с древнейших времён до второй половины XIX века
(Историко-этнографические очерки Убыхии)." Сочи. 1979.
Подготовил В.Л. Ксенофонтов.