Кремль

 

1. КАФЕДРАЛЬНЫЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

С 1552 по 1918 гг. Благовещенский собор был главным храмом Казанской епархии.

Сразу после взятия Казани по указанию Ивана Грозного за три дня была построена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552г. в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. В 1555г. в Казань прибыл епископ Гурий, храм стал кафедральным и соборным. В декабре 1555г. указом Ивана Грозного было приказано ехать в Казань псковским мастерам Постнику, Яковлеву и Ивану Ширяю. Они строили стены и башни Кремля и, одновременно, под наблюдением епископа Гурия - Благовещенский собор. По одной версии храм построен на месте первой церкви, по другой-на месте соборной мечети Кул-Шариф. Он был завершен в 1562 г. и освящен 15 августа того же года. Собор был трехпрестольным, правый придел был освящен во имя Благоверных Бориса и Глеба, левый во имя Благоверных Петра и Февронии.

В начале XVII в. была построена отдельно стоящая шестиярусная, круглая в плане колокольня (снесена в 1922 г.), высотой немногим уступав­шая башне Сююмбике. В 1694 г. рядом с собором была построена зимняя каменная церковь в честь Рождества Христова, а в 173 6 г.-трапезная с крытым крыльцом.

Собор много раз горел-в 1672, 1742, 1749, 1757 и, особенно сильно, в 1815г., когда сгорело все, что находилось внутри храма.

20 августа 1836г. собор посетил император Николай I. Его распоряже­ния сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к Николаю с просьбой выделить средства на ремонт пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но Николай I вместо этого велел церковь снести и подготовить проект расши­рения Благовещенского собора и превращения его в зимний. К 1840 г. архитектор Ф.И. Петонди составил проект, утвержденный самим Николаем. В 1841-1846 гг. под наблюдением Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Бывшие приделы стали частью главного храма, снесены трапезная и крыльцо. Бьли выстроены два теплых придела, отделенных от пивного храма стенами и имевших отдельные входы. Правый был освящен в честь

Рождества Христова, левый-во имя Бориса и Глеба. С этого времени внешний вид собора существенно не изменился, в советское время было снесено построенное по проекту Петонди крыльцо.

Собор расписывался несколько раз. Сохранившаяся до настоящего времени роспись выполнена Н.Л.Сафоновым, известным иконописцем из Вязников Владимирской губернии. В 1906-1909 гг. была проведена капи­тальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н.Мали­новского. Роспись была подновлена, пол выложен узорчатой керамичес­кой плиткой, сохранившейся до настоящего времени, было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции приделы заново освящены: правый-во имя Бориса и Глеба, левый—во имя Святителя Гурия.

Собор был закрыт в сентябре 1918г. под тем предлогом, что Кремль был объявлен военным городком и все посторонние организации, прежде всего, религиозные, из него были выселены. Огромные ценности, нако­пившиеся в соборе, были разграблены и установить их судьбу невозмож­но. То, что осталось, было конфисковано в 1921 г. Это были многие десятки икон с дорогими окладами, напрестольных крестов, в том числе с мощами многих святых, ценнейшие облачения, старинная церковная утварь и многое другое. Только золота в соборе было несколько кило­граммов, серебра несколько пудов, многие сотни, если не тысячи драго­ценных камней. Трудно оценить художественную ценность утраченного. Немногие сохранившиеся книги из библиотеки собора хранятся в библио­теке имени Лобачевского Казанского университета, а три иконы из главного иконостаса-в музее изобразительных искусств Татарстана. В 1921 г. собор был вновь открыт и передан обновленцам, а в 1929г. закрыт окончательно. До 1996 г. в соборе находились хранилище и другие подразделения республиканского архива, подвальные помещения, места захоронения архиереев были отданы под овощехранилище. Вместе с тем, приспособление главного храма для хранилища документов обусловило довольно хорошую сохранность росписи и узорчатых полов.

В истории собора остались имена множества выдающихся людей. Строитель собора первый казанский епископ Гурий (Руготин) канонизи­рован в 1595 г. Его мощи, ныне находящиеся в церкви на Арском кладбище, всегда были главной реликвией собора. В 1841 г. при строитель­стве правого придела была обнаружена под землей келья Святителя Гурия, в которой он уединенно молился - небольшая комнатка с камен­ными стенами и каменным образом Спаса. Келья стала объектом палом­ничества. Она сохранилась. Вход в нее-через деревянные сени, и сейчас стоящие рядом с крыльцом правого придела.

Канонизированы также второй казанский епископ Герман (Полев), митрополит Гермоген, впоследствии патриарх. Казанский митрополит Ефрем венчал на царство новоизбранного царя Михаила Федоровича, а митрополит Адриан стал последним патриархом на Руси в XVII веке.

В Благовещенском соборе хоронили епархиальных архиереев, умер­ших в Казани. В подвале под главным алтарем, вход в который находится снаружи у главной апсиды, похоронены митрополиты: Тихон I (1575-1576), Лаврентий П (1653-1672), Маркелл (1690-1698), архиепископы Афа­насий (Соколов) (1856-1866), Владимир (Петров) (1892-1897), Дмитрий (Самбикин) (1905-1908), Никанор (Каменский) (1909-1910). В 1897 г в подвале был освящен придельный храм во имя Всех Святых.

В главном храме вдоль северной стены были похоронены митрополиты Вассиан (1575), Матфей (1615-1646), Симон (1646-1649), Корнилий (1650-1656), Иоасаф (1674-1686). Вдоль южной стены главного храма находились могилы митрополита Тихона (Воинова) (1699-1724), архиепископов Павла (Зернова) (1803-1816), Ионы (Павлинского) (1826-1828). Архиепископы Ан­тоний (Амфитеатров) (1867-1879) и Павел (Лебедев) (1887-1892) были похоронены в правом приделе. Захоронения в подвале собора разорены в советское время, не сохранились и могилы в Борисоглебском приделе Захоронения в главном храме, вероятно, целы, но никак не обозначены.

В Благовещенском соборе совершались почти все рукоположения в священники в Казанской епархии, а с конца XDC в. и хиротонии епископов. Именно здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), впоследствии митрополит, основатель и руководитель Русской зару­бежной церкви, Андрей (князь Ухтомский)-видный миссионер, публицист, либеральный церковный деятель. В службах в Благовещенском соборе участвовали многие видные архиереи и протоиереи, посещавшие Казань 16 июля 1897г литургию в соборе служил Иоанн Сергиев (Кронштадский), ныне один из самых почитаемых православных святых.

Многие из протоиереев и священников, служивших в соборе, имели большие заслуги и пользовались известностью и уважением. Протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (1855-после 1931), выпускник Казанской духовной академии, в 1892-1918 гг. был ключарем, позже настоятелем храма. Он составил наиболее подробное описание Благовещенского собора и истории его строительства, большое научное значение сохраняет и труд Яблокова о монастырях и храмах Свияжска. В 1918 ушел из Казани с белогвардейцами, вскоре вернулся, служил в церкви на Арском кладбище.

Собор посещали многие известные люди, бывавшие в Казани, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И Немирович-Данченко и другие. В хоре собора неоднократно пел Ф.И.Шаляпин. Впечатления от собора отражены во множестве мемуаров и опубликованных писем.

На службах в кафедральном соборе присутствовали Петр I, Екате­рина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома, в том числе, в 1911 и 1913гг. великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне канонизированная.

 

Hosted by uCoz