ЭТНИЧЕСКИЙ СЕПАРАТИЗМ В РОССИИ
3.1. Коренные народы

Своеобразие этнодемографической ситуации в Дагестане состоит в том, что в этой республике проживают несколько десятков коренных народов – от относительно крупных этносов, насчитывающих несколько сот тысяч человек (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины) до немногочисленных этнических групп, объединяющих жителей одного села или нескольких сел (например, кубачинцы).

Основными этноязыковыми группами Дагестана являются:

А. Кавказские языки.

А.1. Дагестанская ветвь.

А.1.1. Аваро-андо-цезская группа (аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, багулалы, тиндалы, чамалалы, цезы, гинухинцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины).

А.1.2. Даргинский язык (даргинцы, кайтагцы, кубачинцы).

А.1.3. Лакский язык.

А.1.4. Лезгинская группа (лезгины, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры, крызы, будухи, хиналуги, арчинцы, удины).

А.2. Нахская группа (чеченцы-аккинцы).

Б. Кыпчакская группа тюркских языков (кумыки, ногайцы).

В. Иранская группа индоевропейских языков (таты)

 

Аварцы (самоназвание – маарулал) – наиболее крупный коренной народ Дагестана; компактные группы живут также в Чечне (6,3 тыс. человек), Калмыкии (3,9 тыс. человек), Азербайджане (44,1 тыс. человек), Грузии (4,2 тыс. человек), Казахстане (2,8 тыс. человек). По диалектным признакам аварцы делятся на северных (салатавский и хунзахский диалекты) и южных (андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, джарский диалекты). Верущие – мусульмане-сунниты. Считают родным аварский язык 97,7% аварцев, свободно владеют русским языком – 65,3%.

Основная масса аварцев живет в горной и альпийской зонах Западного и Юго-Западного Дагестана, с 40-х годов начался процесс переселения аварцев в равнинные районы. Более 40% аварцев проживают вне своего условного исторического ареала (Аварии).

Аварцы занимают ведущие позиции в государственно-административных структурах Дагестана и фактически играют в республике роль "старшего брата".

Даргинцы (самоназвание – дарган) – второй по численности коренной народ Дагестана; значительные группы живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Часть исследователей включает в состав даргинцев даргиноязычных кайтагцев и кубачинцев, сохраняющих этническое своеобразие. Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным даргинский язык 97,9% даргинцев, свободно владеют русским языком – 68%.

Даргинцы живут в средней части Дагестана, в предгорных и горных районах. В советское время часть даргинцев переселилась в равнинные районы (Каякентский, Хасавюртовский, Ногайский и другие районы); большинство даргинцев живет вне своего условного исторического ареала.

Даргинцы имеют сильное влияние в республиканской системе торговли, а также в государственно-административных структурах Дагестана.

Кумыки (самоназвание – къумукъ) – третий по численности коренной народ Дагестана; небольшие группы живут также в Чечне (9,9 тыс. человек) и Северной Осетии (9,5 тыс. человек). Кумыкский язык имеет пять диалектов. Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным кумыкский язык 97,7% кумыков, свободно владеют русским языком – 74,7%.

Кумыки живут в равнинных районах, являясь автохтонным населением Кумыкской равнины и сопредельных предгорий.

До революции кумыки, имевшие наибольший процент грамотных среди дагестанцев и занимавшие ведущие позиции в местной администрации, играли роль "первого народа" Дагестана, а кумыкский язык являлся языком межнационального общения в регионе. После революции и, особенно, с середины века кумыки были вытеснены с первых мест в руководстве Дагестана аварцами и даргинцами.

Лезгины (самоназвание – лезгияр) – коренное население Юго-Восточного Дагестана, живут в Курахском, Сулейман-Стальском, Магарамкентском, Ахтынском, Рутульском и Хивском районах Дагестана и прилегающих районах Азербайджана (Кубинский и Кусарский районы, 171,4 тыс. человек), небольшие группы – в других регионах (например, в Ставропольском крае – 5,2 тыс. человек). Общая численность – 466 тыс. человек; в Дагестане проживает 43,9% лезгинов. Лезгины делятся на три диалектные группы: кюринские и самурские лезгины – в Дагестане, кубинские лезгины – в Азербайджане.

Большинство верующих – мусульмане-сунниты, часть в Ахтынском районе – мусульмане-шииты. Считают родным лезгинский язык 93,9% лезгин, свободно владеют русским языком – 68,7%. Среди части лезгин распространен азербайджанский язык.

Лакцы (самоназвание – лак) – коренное население нагорной зоны Дагестана, живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), в 40-х годах произошло переселение части лакцев в равнинный район (Новолакский – бывший Ауховский). До 45% лакцев живут вне своего условного исторического ареала.

Небольшие группы лакцев живут в Ставропольском крае (2,2 тыс. человек) и других регионах. Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным лакский язык 95,1% лакцев, свободно владеют русским языком – 77,8%.

Табасараны (самоназвание – табасаран) – коренное население юго-восточной части Дагестана, живут в Хивском, Табасаранском и Дербентском районах. Табасаранский язык имеет два диалекта; среди табасаранцев также распространены азербайджанский и лезгинский языки. Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным табасаранский язык 96,6% табасаранов, свободно владеют русским языком – 62,5%.

Чеченцы-аккинцы (ауховцы) (самоназвание – аккъой) – коренное население Терско-Сулакского междуречья – равнинной зоны Дагестана, живут в Хасавюртовском и Новолакском районах. Часть исследователей включает аккинцев в состав чеченской нации, другие (в основном представители самих аккинцев) считают их отдельных нахским (вайнахским) народом. Говорят на аккинском (ауховском) диалекте чеченского языка. Верующие – мусульмане-сунниты.

В октябре 1943 года в составе ДагАССР был образован Ауховский район, в котором компактно проживали чеченцы-аккинцы. В феврале 1944 года чеченцы-аккинцы были выселены вместе с чеченцами и ингушами в Среднюю Азию, а Ауховский район переименован в Новолакский (при этом часть Ауха была включена в "аварский" Казбековский район) и заселен дагестанскими горцами, в основном – лакцами и аварцами. После отмены режима депортации в 1957 году основная масса аккинцев вернулась в Дагестан.

Ногайцы (самоназвание – ногъай) – коренное население степной зоны Предкавказья, этническую основу которого составили тюркоязычные и монголоязычные кочевники Прииртышья, Северо-Западной Монголии, Средней Азии и Предкавказья. Общая численность – 75,6 тысяч человек; в Дагестане проживает 37,4% ногайцев, в Ставропольском крае – 20,6%, в Карачаево-Черкесии – 17,2%, в Чечне – 9,1%, в Астраханской области – 5,3%. Субэтнические группы: караногайцы (Дагестан и Чечня), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанский ногайцы (Карачаево-Черкесия), астраханские ногайцы (Астраханская область). Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным ногайский язык 90,4% ногайцев, свободно владеют русским языком – 79,8%.

В Дагестане ногайцы населяют северные (степные) районы республики – Караногайскую степь. В 1938 году четыре северных района Дагестана (Ачикулакская степь), населенные ногайцами, были переданы Ставропольскому краю.

Рутульцы (самоназвание – мых адбыр, мюхадар) – коренное население Южного Дагестана, живут в Рутульском и Ахтынском районах; небольшая группа живет в Нухинском районе Азербайджана. Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным рутульский язык 95,5% рутульцев, свободно владеют русским языком – 63,5%.

Агулы (самоназвание – агулар) – коренное население юго-восточной части Дагестана, населяют Агульский и Курахский районы, с 60-х годов часть агулов переселена в Дербентский район. Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным агульский язык 95,5% агулов, свободно владеют русским языком – 69,2%. Среди агулов распространены лезгинский и азербайджанский языки.

Таты (самоназвание – тат) – этническая группа народа, основная масса которого проживает в Иране (более 300 тыс. человек). Относительно крупные группы татов проживают в Дагестане (12,9 тыс. человек) и Азербайджане (10,2 тыс. человек). Основная масса проживает в городах. Верующие – мусульмане-шииты, иудаисты, христиане-монофиситы. Считают родным татский язык 83,5% татов, свободно владеют русским языком – 78,1%.

Цахуры (самоназвание – йыхбы) – коренное население Южного Дагестана и северных районов Азербайджана. Общая численность – 19,8 тыс. человек; в Дагестане проживает 26,3% цахуров, в Азербайджане – 67,2% (13,3 тыс. человек). Верующие – мусульмане-сунниты. Считают родным цахурский язык 95% цахуров, свободно владеют русским языком – 56,1%. Среди цахуров широко распространен азербайджанский язык.

В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону Рутульского района, верховья реки Самур.

Андийские народы: андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы – коренное население Западного Дагестана, родственное аварцам. Общая численность (вместе с цезскими народами) – 55-60 тыс. человек. Живут в горной зоне (Андийский и Богосский хребты, бассейны рек Андийское Койсу, Ансадирил); в советское время часть андийских народов переселились на равнину, в Кизлярский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Кизилюртовский районы. Языком межнационального общения является аварский. Верующие – мусульмане-сунниты.

Цезские народы: цезы (дидойцы), гинухинцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины – коренное население Западного и Юго-Западного Дагестана, родственное аварцам. Живут по ущельям в приграничной с Грузией полосе, по долинам рек Мотмота, Илан-хеви, Кидери и др., в бассейне рек Хван-ор, Самбери-хеви, в верховьях реки Андийское Койсу; в советское время часть цезских народов переселились на равнину – в район Кумыкской равнины (Бабаюртовский, Хасавюртовский и Кизилюртовский районы). Языком межнационального общения является аварский. Верующие – мусульмане-сунниты.

Арчинцы (самоназвание – аршиштиб) – коренное население горной зоны Дагестана, родственное аварцам. В переписях и исследованиях с 1939 года включались в состав аварцев. Общая численность – около 1 тыс. человек. Распространены аварский и лакский языки. Верующие – мусульмане-сунниты.

Кайтагцы (самоназвание – хайдакъ) – коренное население средней части Дагестана, родственное даргинцам (часть исследователей считают кайтагцев субэтнической группой даргинцев). Живут в горной, предгорной и равнинной зонах. Общая численность на 1938 год – 17,2 тыс. человек; в переписях и исследованиях с 1939 года включались в состав даргинцев. Распространены кумыкский и даргинский языки. Верующие – мусульмане-сунниты.

Кубачинцы (самоназвание – угбуган) –    коренное население средней части Дагестана, родственное даргинцам (часть исследователей считают кубачинцев субэтнической группой даргинцев). Фактически являются жителями одного населенного пункта – поселка Кубачи Дахадаевского района Дагестана. Общая численность – около 5 тыс. человек, в том числе в Кубачи – около 2 тыс. человек; в переписях и исследованиях с конца 20-х годов включались в состав даргинцев. Верующие – мусульмане-сунниты.

Удины (самоназвание – уди, ути) – коренное население Восточного Закавказья. Общая численность – около 8 тыс. человек, проживают в Азербайджане (г. Варташен и селение Нидж Куткашенского района, 6,1 тыс. человек), Дагестане (около 1 тыс. человек) и Грузии. Распространены азербайджанский и армянский языки. Верующие – христиане-монофиситы и православные.

 


 3.2. Этнодемографические проблемы

По географическим и этнодемографическим признакам Дагестан делится на четыре основных региона:

- горные Запад и Юго-Запад, населенные аварцами, даргинцами, лакцами, андо-дидойцами и другими горцами;

- горный Юг, где проживают лезгины, агулы, табасараны и азербайджанцы;

- равнинные Центр и Восток (значительную часть занимает Кумыкская равнина), автохтонами которых являются кумыки и чеченцы-аккинцы;

- степной и полупустынный Север (значительную часть занимает Ногайская степь), в котором расположены казачьи и ногайские поселения.

Миграционные процессы, заметно усилившиеся во второй половине ХХ века, серьезно изменили этнодемографическую картину регионов и привели к возникновению острых межнациональных противоречий.

На Севере Дагестана русские и ногайцы активно вытесняются переселяющимися из горных районов аварцами и даргинцами. Так, в Тарумовском районе за 1970-1989 года число аварцев увеличилось в три раза: с 1,2 тыс. человек (6,1%) до 3,6 тыс. человек (18%); число даргинцев увеличилось более чем в шесть раз: с 0,5 тыс. человек (2,3%) до 3,2 тыс. человек (16,1%). В то же время число русских сократилось более чем в полтора раза: с 12,7 тыс. человек (65,2%) до 7,5 тыс. человек (37,6%). В соседнем Кизлярском районе за 1970-1989 годы число русских сократилось более чем в два раза: с 28,3 тыс. человек (66,9%) до 14,1 (29,6%).

Особенно быстро увеличивается число горцев в городах. Так, в Южносухумске (Ногайский район) с 1970 по 1989 годы количество аварцев выросло почти в два раза: с 2,8 тыс. человек (35,5%) до 5,3 тыс. человек (43%), количество даргинцев – тоже в два раза: с 1 тыс. человек (13%) до 2 тыс. человек (16,3%). В Кочубее (Тарумовский район) за рассматриваемый период число аварцев выросло более чем в 4,6 раз: с 0,7 тыс. человек (11%) до 3 тыс. человек (35,4%), доля даргинцев – почти в два раза с 10,7% до 19,7%. Одновременно число русских сократилось почти в полтора раза: с 3,7 тыс. человек (63,6%) до 2,7 тыс. человек (32,3%). В райцентре Кизляре за 1970-1989 годы доля аварцев выросла с 2% до 8,9%, в то время как доля русских сократилась с 76,5% до 62,5%.

Вторым фактором, осложняющим ситуацию на Севере, является экономическое вытеснение горскими овцеводческими хозяйствами традиционных виноградарско-садоводческих ("русских") и скотоводческих ("ногайских") хозяйств региона. Горские хозяйства, нуждающиеся в равнинных пастбищах для ведения яйлажного (отгонного) скотоводства, добились выделения им кутанов в Ногайской степи, а также в Тарумовском и Кизлярском районах, что приводит к чрезмерной перегрузке ногайских пастбищ и разрушению сложившегося хозяйственного уклада "русско-казачьих" районов. Так, из 890 тыс. гектаров в Ногайском районе Дагестана 634 тыс. гектаров (71,2% территории) были переданы в качестве пастбищ хозяйствам горных районов республики, а также Грузии и Чечено-Ингушетии. Из-за недостатка кормов ногайские хозяйства ежегодно теряют до 18 тыс. овец.

Аналогичные процессы наблюдаются в Центрально-Восточном регионе: земли кумыков и аккинцев заселяют аварцы, лакцы и даргинцы. Начало этому процессу положила депортация чеченцев-аккинцев в 1944 году, когда в бывший Ауховский район, урезанный и переименованный в Новолакский, были переселены лакцы (1,2 тыс. хозяйств) и аварцы (0,5 тыс. хозяйств). С 1957 года аккинцы, несмотря на препятствия, чинимые властями Дагестана, стали возвращаться на родину. Ситуацию усугубило переселение в равнинные районы аварцев и даргинцев, поощряемое руководством Дагестана, ставшее особенно интенсивным в 70-е – 80-е годы (для сельскохозяйственной продукции переселенцев устанавливались более высокие закупочные цены, переселенцам выделялась материальная помощь и стройматериалы, предоставлялись социальные льготы и пр.).

Так, в Новолакском районе с 1970 по 1989 год число аварцев увеличилось почти в пять раз: с 0,7 тыс. человек (7,5%) до 3,3 тыс. человек (24,6%). В то же время число чеченцев-аккинцев выросло только в два раза: с 1,5 тыс. человек (16,3%) до 3,3 тыс. человек (22,9%). Число лакцев за этот период практически не изменилось (6,9 тыс. человек в 1970 году и 6,8 тыс. человек в 1989 году), однако их доля уменьшилась с 74,2% до 50,9%.

Районы и города Кумыкии также стали объектами миграционной экспансии аварцев и даргинцев. Так, за последние десятилетия большие аварские общины появились в Хасав-Юрте (22,5% от населения города, в то время как кумыков – 25,9%, чеченцев – 31,6%), Буйнакске (55,7%, в то время как кумыков 31,8%), в Кизилюртовском районе (68,5%, в то время как кумыков 15,6%), а в Карабудахкентском районе в 1970-1979 годах число даргинцев увеличилось почти в шесть раз: с 1,9 тыс. человек до 11,2 тыс. человек.

В результате активного переселения горцев доля кумыков в центральном (равнинном) регионе Дагестана, в 30-х годов составлявшая около 70%, к началу 90-х годов сократилась до 25%. По мнению исследователей, кумыкский этнос практически утратил территорию компактного проживания или близок к тому. В Дагестане продолжает сокращаться сфера деятельности для кумыкских предпринимателей, управленцев, интеллигенции. Являясь третьим по численности народом республики, кумыки считают, что они не представлены адекватно в административно-управленческих структурах Дагестана, а в последние десятилетия "сдали" позиции в руководстве ряда районов исторической Кумыкии.

Кумыкские районы испытали также экономическую экспансию горских хозяйств, в результате к началу 90-х годов 60,7% сельхозугодий Хасавюртовского и Бабаюртовского районов оказались в распоряжении скотоводческих хозяйств горной зоны; в Кизилюртовском районе хозяйствами горного Гунибского района занята территория, размер которой в 2 раза превышает землепользование всех хозяйств самого Кизилюртовского района. Более 1 млн гектара земли на Кумыкской равнине было распределено в качестве прикутанных участников для отгонного овцеводства горцев. С начала 80-х годов власти Дагестана закрепили передачу кумыкских земель под кутаны административно-правовым путем, создавая на этих территориях сельские советы.

Этнодемографическая ситуация в Западном и Южном регионах Дагестана гораздо более стабильная – этнические территории аварцев, лакцев, лезгинов, табасаранов, андо-дидойцев и других горских народов не привлекают переселенцев из других районов республики. Наиболее острой проблемой Запада является перенаселенность и высокий процент безработицы, в связи с чем горная зона прекратилась в источник массовой миграции. К середине 90-х годов вне своего исторического ареала проживали около 43% аварцев и примерно 40-45% лакцев (доля переселившихся на равнину даргинцев, видимо, еще выше). Аварцы, даргинцы и лакцы заинтересованы, во-первых, в сохранении тех земель на равнине, которые они смогли заселить за последние десятилетия в результате миграции из горных районов, во-вторых, в сохранении равнинных пастбищ (кутанов), которые были переданы горным хозяйством для ведения отгонного скотоводства.

В начале 90-х годов в связи с обострением ситуации в Грузии, где компактно проживали около 4 тыс. аварцев (в Кварельском районе), в Дагестан переехало несколько тысяч грузинских аварцев.

На Юге главным фактором нестабильности является проблема лезгинского ирредентизма – разделенности этноса политическими границами. С 20-х годов лезгины были разделены между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР. Проблема обострилась после распада Советского Союза, когда российско-азербайджанская граница стала межгосударственной и в связи с этим затруднилось общение между дагестанскими и азербайджанскими лезгинскими общинами.

 


4.8. Межнациональные конфликты

Развитие национальных движений Дагестана постоянно сопровождалось периодическими обострениями межнациональных противоречий и вспышками межнациональных конфликтов, временами весьма острыми.

Наиболее "горячим" периодом стали 1991-1992 годы, когда острую форму приобрели сразу несколько конфликтов между наиболее крупными этническими группами Дагестана: чечено-лакский, чечено-аварский, лако-кумыкский, кумыко-аварский, кумыко-даргинский, а также конфликт между казаками и горскими переселенцами.

 

4.8.1. Чечено-лако-кумыкский узел конфликтов

Напряженность в отношениях между чеченцами, с одной стороны, и лакцами и аварцами – с другой, усилилась с 1989 года, когда чеченцы-аккинцы потребовали восстановления Ауховского района, с 1944 года заселенного лакцами и аварцами. После установления хасавюртовским обществом "Мемориал" памятника жертвам депортации 1944 года в селе Новолакское собрался многочисленный митинг лакцев и аварцев, участники которого признали установления памятника "очагом напряженности и столкновений" и потребовали выселения чеченцев-аккинцев в Шелковской район Чечено-Ингушетии.

В апреле 1991 года, когда активизировались выступления аккинцев, требовавших реализации закона "О реабилитации репрессированных народов" и восстановления Ауховского района, в Новолакском и Хасавюртовском районах резко обострились чечено-лакские отношения. Представителям чеченской и лакской общественности в результате переговоров удалось прийти к соглашению: чеченцы согласились подождать, лакцы решили покинуть Новолакский район и переселиться в Кизилюртовский район, где лакские хозяйства горной зоны имели более 8,5 тыс. гектаров кутанных земель. III съезд народных депутатов Дагестана законодательно утвердил этот план: в июле 1991 года депутаты приняли решение о восстановлении Ауховского района и о воссоздании Новолакского района на части территории Кизилюртовского района. В ноябре 1991 года Кизилюртовский райсовет с санкции дагестанского руководства закрепил за создаваемым Новолакским районом около 1 тыс. гектаров земли, а в январе 1992 года правительство России установило ежегодные отчисления Дагестану в 1992-1996 годах в целях финансирования обустройства переселенцев из Новолакского района в местах нового поселения.

Однако план переселения лакцев на Кумыкскую равнину вызвал резкие протесты кумыкской общественности. Еще в 1990 году Кумыкское народное движение "Тенглик" потребовало восстановления Кумторкалинского района, упраздненного в 1944 году и переданного под кутаны горным хозяйствам Лакского района. Территория, выделенная для переселения лакцев, включала как раз эти прикутанные участки. Весной 1992 года был образован Комитет защиты прав населения депортированных кумыкских сел Тарки, Кяхулая и Альбурикента, который для того, чтобы помешать переселению лакцев, 16 апреля установил на спорных землях палаточный городок. Комитет в ультимативной форме потребовал прекращения всех работ, связанных с переселением лакцев, и блокировал стройплощадки строящихся для лакцев домов, не допуская строителей к работе. 6 июля 1992 года кумыкский Милли Маджлис поддержал требования комитета и предложил Верховному Совету Дагестана выделить лакцам земли в горной зоне.

Из-за противодействия кумыских активистов процесс переселения лакцев и восстановления Ауховского района был приостановлен, что уже весной 1992 года привело к обострению чечено-лакских отношений. В апреле чеченцы установили указатель "Ауховский район", после чего местный райсовет приостановил выделением чеченцам земельных участков. Воспользовавшись примером кумыков, чеченцы разбили на спорных землях палатки. Диалог между аккинскими и лакскими движениями фактически прервался.

Зато в апреле 1992 года начались переговоры между кумыкскими и лакскими национальными организациями. 7 мая кумыкский лагерь на Сулакской дороге был расформирован. В ходе второго тура переговоров 12-29 мая удалось снизить уровень напряженности в отношениях между лакцами и кумыками и договориться о решении всех спорных вопросов исключительно мирными способами, однако стороны так не смогли разрешить основную проблему. Хотя переселение лакцев в Кизилюртовский район продолжалось, восстановление Ауховского района было практически сорвано.

В сентябре 1992 года обострение чечено-лакских отношений привело к межнациональному конфликту – драка между группами лакцев и аккинцев в поселке недалеко от Махачкалы 3 сентября вылилась в крупные столкновения с применением огнестрельного оружия. В район конфликта были направлены ОМОН и спецназ, а в ночь на 6 сентября в Хасав-Юртовском районе была введена бронепехотная часть российских войск. Прибытие российских войск способствовало объединению противоборствующих национальных движений: аккинские, лакские, аварские и кумыкские организации на митинге в Хасав-Юрте потребовали вывода войск с территории Дагестана и разрешения межнациональных конфликтов путем переговоров.

 

4.8.2. Чечено-аварский конфликт

Обострение отношений между аварцами и чеченцами-аккинцами произошло в 1989-1990 годах, когда аккинские организации выдвинули требование о восстановлении Ауховского района. В отличие от лакцев, которые согласились переселиться на новые земли, аварцы категорически отказались обсуждать вопрос о возвращении двух аккинских сел – Акташ-Ауха (с 1944 года – Сталин-аул, с 1962 года – Ленин-аул) и Юрт-Ауха (с 1944 года – Калинин-аул), – которые в 1944 году были переданы Казбековскому району и заселены аварцами.

В начале сентября 1991 года, когда по решению III съезда народных депутатов Дагестана началась подготовка к восстановлению Ауховского района, местные власти села Ленин-аул приступили к раздаче аварцам земельных участков под индивидуальное строительство. Чеченцы восприняли действия сельского совета как провокацию, направленную на срыв восстановления Ауха. В Ленин-ауле собрался многочисленный митинг аккинцев, переросший в бессрочную забастовку. Участники акции требовали остановить выделение земли до разрешения территориальных вопросов и передать власть на территории Ауховского района Оргкомитету по его восстановлению. В ответ аварские национальные организации (Народный Фронт имени Шамиля и др.) объявили мобилизацию аварских боевиков.

11 сентября власти Дагестана ввели чрезвычайное положение в Казбековском районе, однако это решение лишь подлило масло в огонь. На пустующих землях, которые предполагалось раздать аварцам, возник палаточный городок аккинцев. 17 сентября члены аварских организаций НФШ, "Джамаат" и Исламской партии Возрождения потребовали отмены закона "О реабилитации репрессированных народов" и постановления III съезда народных депутатов Дагестана о восстановлении Ауховского района. К середине сентября возникла угроза вооруженных столкновений между аккинскими и аварскими боевиками.

Только вмешательство и.о. председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова (чеченца) и председателя Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР Рамазана Абдулатипова (аварца) предотвратило столкновения. 24 сентября при посредничестве Р. Хасбулатова состоялась согласительная встреча между представителями аккинцев и аварцев, которые пришли к соглашению "решить вопрос возвращения чеченцев-аккинцев в пустующие дома и решить вопросы прописки граждан, имеющих на это права", а также договорились согласовывать вопросы раздела земельных участков и "ускорить рассмотрение вопроса по передаче пустующих участков, на которых ранее были дома чеченцев-аккинцев". Ситуация в Казбековском районе быстро стабилизировалась и уже через три дня после подписания аккинско-аварского протокола чрезвычайное положение было отменено.

Вместе с тем, проблема возвращения чеченцев в Казбековский район практически не была решена. Несмотря на обещание аварской стороны, власти Казбековского района фактически блокировали соглашение о возвращении аккинцев в пустующие дома и о передаче им пустующих земельных участков.

 


4.8. Межнациональные конфликты (2)

4.8.3. Кумыко-аварский конфликт

В начале 1992 года в районе Хасав-Юрта обострились отношения между кумыками и аварцами. Кумыки были недовольны увеличением числа аварских переселенцев из горных районов и ростом их политической активности, аварцев не устраивало то, что кумыки, составлявшие 25-26% населения Хасавюртовского района, занимают 46-47% руководящих постов в местных органах власти.

Поводом для начала выступлений стало сообщение об утверждении на пост министра внутренних дел Дагестана М. Абдуразакова, которого многие дагестанские "неформалы" обвиняли в непрофессионализме (М. Абдуразаков являлся бывшим первым секретарем Дагестанского обкома ВЛКСМ) и попустительстве преступникам (назначение М. Абдуразакова главой МВД совпало с резким ростом преступности, а раскрываемость тяжелых преступлений упала при нем почти до нуля).

22 октября 1991 года в знак протеста против назначения министром внутренних дел М. Абдуразакова тысячи активистов Кумыкского народного движения "Тенглик" блокировали железную дорогу и трассу Ростов – Баку в районе Хасав-Юрта; на предприятиях Хасав-Юрта, Буйнакска, Кизилюрта начались забастовки солидарности. Участники акции создали палаточный лагерь и потребовали от руководства Дагестана отправить в отставку всех руководителей правоохранительных органов республики и в первую очередь М. Абдуразакова; сформировать Правительство народного доверия с участием демократических и национальных движений; назначить досрочные выборы в Верховный Совет Дагестана.

На следующий же день после начала акции "Тенгликюрт" по призыву Народного Фронта имени Шамиля несколько тысяч аварцев блокировали центральную площадь Махачкалы и потребовали от республиканского руководства "навести порядок", угрожая в противном случае силой расправиться с участниками блокады дороги. Столь резкую реакцию НФШ на выступление кумыков, которое никак не затрагивало интересы аварской общины, можно объяснить, во-первых, стремлением аварских радикалов продемонстрировать кумыкскому меньшинству, "кто является хозяином в Дагестане", во-вторых, желанием воспользоваться лозунгом поддержки соотечественника (М. Абдуразаков – аварец по национальности) для повышение авторитета НФШ и мобилизации масс под его знаменами.

В тот же день несколько сот активистов НФШ, вооруженных автоматами и дубинками, на грузовиках и автомобилях направились к кумыкскому палаточному городку. Из лагеря навстречу им двинулись участники акции. Столкновение удалось предотвратить сотрудникам местной милиции, которые встали между аварской и кумыкской группами.

Угроза со стороны аварских радикалов вызвала ответную реакцию со стороны кумыкского населения: к 1 ноября "Тенгликюрт" вырос до 30 тысяч человек, а к концу ноября в акции КНД участвовало до 200 тысяч человек. 21 ноября женщины из кумыкских районов в знак солидарности с пикетчиками объявили голодовку. Акцию кумыкского движения поддержали национальные организации чеченцев-аккинцев, даргинцев, азербайджанцев, а также Социал-демократическая партия Дагестана, Исламская демократическая партия Дагестана и дагестанское отделение Исламской партии Возрождения.

 

4.8.4. Конфликтная ситуация на Севере Дагестана

Причиной возникновения конфликта на Севере Дагестана стала напряженность в отношениях между русско-казачьим населением и переселенцами из горных районов в Кизлярском районе Дагестана, возникшая еще в 80-х годов. Инициаторами обострения отношений стали кизлярская казачья организация и местные районные и городские власти.

Кизлярский отдел (с августа 1993 года – округ) Терского казачьего войска был воссоздан в октябре 1990 года; в его состав вошли не только казаки, но и русские "иногородние" и даже отдельные представители неславянского населения Кизлярского и Тарумовского районов. Основной целью отдела было провозглашено "восстановление и сохранение казачества как народа, имеющего равные права на самовыражение наряду с другими народами". Казаки требовали от республиканских властей остановить миграционную и экономическую экспансию дагестанских горцев (аварцев, даргинцев, лакцев) на Севере и принять меры к обеспечению равноправия и безопасности русскоязычного населения. В 1991-1992 годах местные власти Кизлярского и Тарумовского районов приняли решения об ограничении прописки "граждан нерусской национальности" и запрете на оформление купли-продажи домовладений и выделение земельных участков переселенцам из других районов Дагестана.

В феврале 1993 года руководство Кизлярского округа выступило с обращением к Верховному Совету Дагестана, в котором потребовало возвращения казачьих земель, введения казачьего самоуправления (в форме атаманского правления), прекращения миграции горцев в "казачьи" районы. Руководство Дагестана никак не отреагировало на обращение. 19 июня 1993 года Кизлярский отдел обратился с Открытым письмом к руководителям Российской Федерации (президенту Б. Ельцину, премьер-министру В. Черномырдину, председателю Верховного Совета Р. Хасбулатову и глава Госкомнаца С. Шахраю) с просьбой рассмотреть вопрос о придании Северному Дагестану статуса самостоятельного округа.

23 июня 1993 года сессия Кизлярского городского совета поддержала требования казаков о придании северному региону Дагестана "полномочий особой социально-экономической зоны с учетом реабилитации казачества и возрождения его традиционных методов хозяйствования", а также потребовала усиления прав местных органов власти в решении кадровых вопросов и выделения из республиканского бюджета средств для создания фонда "Стабилизация", направленного на приостановление миграции русскоязычного населения.

24 июня несколько десятков боевиков аварского Народного Фронта имени Шамиля и лакского движения "Гази-Кумух", прибывших из Махачкалы, ворвались в здание кизлярского горсовета и захватили в качестве заложников двух работников райвоенкомата и инспектора городской милиции. Участники нападения потребовали освободить двух местных жителей, задержанных городской милицией, а также вывести из города подразделения спецназа МВД России.

Вслед за этим на предприятиях и организациях Кизляра, где работают в основном представители русскоязычного населения, были организованы митинги, участники которых потребовали оставить российский спецназ в городе до полной стабилизации обстановки. Лидеры казачьей общины потребовали создания в Кизляре "казачьей муниципальной полиции", а в случае бездействия республиканских властей угрожали поставить вопрос о выходе Кизлярского и Тарумовского районов из состава Дагестана и о присоединении их к Ставропольскому краю. Одновременно среди казачьего и русскоязычного населения названных районов начался сбор подписей под обращением о присоединении к Ставрополью.

В начале июля из Кизляра был выведен спецназ МВД РФ и введено подразделение республиканского ОМОНа. В ответ местное славянское движение "Россия" и казачьи активисты созвали сход граждан, который потребовал возвращения спецназа и призвал граждан "сплачиваться для совместного отпора преступникам". Организованный движением "Россия" "круглый стол" утвердил обращение к президенту РФ Б. Ельцину, в котором описывалось положение русскоязычного населения в Дагестане и содержалась просьба о присоединении северных районов республики к Ставропольскому краю.

Национальные движения и организации дагестанских народов, объединившиеся к тому времени в Конгресс народов Дагестана, осудили требование об отторжении северных районов от республики как "провокационное" и выразили протест российским властям по поводу вооружения казачества и создания административных казачьих территорий.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz