[AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]
КАРАИМЫ. Численность в Российской Федерации 680
чел. (1989), преим. в Москве и Петербурге. Живут также в городах Крыма
(Украина, 1404 чел.), Литвы (289 чел.). Общая числ. в странах бывшего СССР
2602 чел. (1989). Неб. группы К, в Польше и Франции; наиб. число (ок. 20
тыс.) сосредоточилось к сер. 1980-х гг. в Израиле. В странах бывшего Союза
считаются самостоятельным этносом, происхождение к-рого трактуется учёными
по-разному. Говорят на караимском яз., диалекты: крымский, тракайский (сев.),
галичский (юж.). Религия К. - караимизм, основанный на Ветхом Завете, Этноним К. (иврит, букв. "читающие")
восходит к возникшей в нач. 8 в. в Багдаде евр. секте, доктрина к-рой
основана на признании единств, источником веры Библии и отрицании
раввинистическо-талмудич. традиции. В 13 в. в Крыму поселилось значит, число
К., гл. обр. из Византийской
империи. В столице крымских ханов Солхате (совр. Старый Крым) община К,
существовала в 14 в. С происхождением общины К. в г. Чуфут-Кале (к-рый К.
именовали "Еврейская скала") связано много легенд (в 19 в. нас.
Чуфут-Кале состояло в осн. из К.). Согласно караим, преданиям, литовский
князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди к-рых было
несколько караим, семей. Они были поселены в Троках (Тракай, ок. Вильнюса), в
Луцке, Галиче, ок. Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по др.
городам Литвы, Волыни, Подолии. Во время евр. погрома 1648 на Украине б.ч. К,
разделили участь евреев-раввинистов, и (до кон. 18 в.) адм. власти разл.
стран, как правило, не проводили различий между общинами К. и евр. общинами.
В 1495 К. изгоняли из Литвы. С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в
состав Рос. империи положение К. изменилось. В 1795 Екатерина II
освободила К. (число к-рых достигло в России 2400 чел.) от уплаты двойной подати,
к-рой облагались евреи России, и разрешила приобретать зем. собственность. В
1827 К. Крыма (как и татары крымские), а в 1828 - К. Литвы и Волыни были
освобождены от воин. повинности. Стремясь улучшить свое правовое положение,
лидеры К, добились в 1835 изменения офиц. назв. общины: вместо евреи-К.
получили назв. "русские К, ветхозаветного вероисповедания" (позднее
- просто К.). В отличие от евреев Крыма, в осн. мелких торговцев и
ремесленников, К. были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми
плантациями и соляными копями. В 1837 в Таврич. губ. К. получили права религ.
самоуправления (подобно Крым. мусульм. духовенству), Резиденцией гахама
(хахама, главы караим, духовенства) была Евпатория, здесь находилась караим,
типография. В 1863 К. были полностью уравнены в правах с жит. России. После 1917 часть Крым. К. эмигрировала из
России в Польшу, Францию, Германию, Турцию. Число Крым. и польско-литов. К.
уменьшилось в рез-те ассимиляции. В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его
пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преим. в Крыму) ок. 10 тыс. и 2 тыс. - в
осн. в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. Во
время 2-й мировой войны К., как правило, не подвергались преследованиям со
стороны герм. оккупац. властей, т. к, мин-во внутр. дел Германии (5 янв.
1939) вынесло решение, что К. не принадлежат к евр. общине и их "расовая
психология" не является еврейской. Среди воевавших в рядах сов. армии К.
в годы Вел. Отеч. войны был ген. армии, Герой Сов. Союза В. Колпакчи (1899-1961).
После войны процесс ассимиляции К. в России продолжался. Если в 1897 общая
числ. К. в России составляла 12,9 тыс. чел., то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 -
4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караим, яз. в качестве
родного). В 1989 - 10,3% К. указали родным караим, яз. (в пределах бывшего
Союза -19,3% К.). Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая
Россйиская Энциклопедия 1994 |
Другие этнонимы:
А - Д | Е - К | Л - С | Т - Я|
| Карта
сайта | На первую
страницу | Указатели
|
Редактор Вячеслав
Румянцев