Эса Анттикоски, Йоэнсу, Северная Карелия, Финляндия

 

КАРЕЛЫ

Карельский этнос и древнекарельский язык сложились к началу второго тысячелетия на территории Карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Это язык северной подгруппы прибалтийско-финской группы финно-угорской семьи с некоторым влиянием исчезнувшей восточной группы диалектов. В результате новгородского и шведского завоеваний этническая  территория была разделена на две части  (1323  год). Древние карелы,проживавшие на западной стороне границы вошли в состав финского народа/язык  их  потомков  представляет  собой  юго-восточные  и саволакские диалекты финского языка. По религии это лютеране. В Финляндии жителы  (в том числе и бывшие)  исторической провинции Карелия называются карелами, хотя с народом под названием "карелы" они имеют в основном лишь общее происхождение и некоторые общие черты культуры (в том числе возникшие под русским влиянием). На основе древнекарельского языка сложился и ижорский язык,  часть носителей которого также называли себя карелами.

Теперь перейдем к народу под названием "карелы". В отношении языка карелы  разделяются  на  три "основные  группы: 

Собственно-карельское   наречие   -   это   прямое   продолжение древнекарельского языка. Оно имеет следующие подразделения:

1) Беломорские говоры на севере Республики Карелия. Чувствуется известное влияние финского языка и финской культуры - до революции северные карелы имели тесные хозяйственные связи с Финляндией.

2) Южные говоры в центральной части Республики Карелия. Отсутствует финское  влияние,   с  исключением  пограничной  полосы  (Реболы, Ругозеро). Наблюдается влияние людиковского и ливвиковского наречий.

3) Диалекты карельских языковых островков во внутренней России. Карельские  поселения  в  современных  Ленинградской  (вблизи  г. Тихвин),Тверской  (северная,  центральная  части  с  центром  в  с. Толмачи, небольшой островок на юго-востоке), Новгородской (Валдай, обрусели к 60-м годам), Владимирской, Московской (обрусели к началу XX века) областей возникли в 7 веке в результате массового ухода карелов с территорий, занятых шведами (восточная часть Карельского перешейка,   северо-западное   Приладожье,   современная   финская провинция  Северная  Карелия).  По  языку  эти  группы  немногим отличаются от носителей южных говоров.

Еще в начале второго тысячелетия часть древних карелов переселилась на перешеек между Ладожским и Онежским озерами, который был занят древними вепсами. В результате смешения карелов с вепсами возникли людиковское  (узкая полоса на западном берегу Онежского озера от Свири  до  Медвежегорска,  смесь  карельких  и  вепсских  языковых явлений)   и  ливвиковское   (территория  вокруг  города  Олонца, карельский с вепсским субстратом) наречия.

Что касается различий в материальной и духовной культуре между этими группами, то, грубо говоря, они сводятся к следущим моментам.

1) Влияние других народов. В карельских островках внутренней России -русских, на' юге Республики Карелия - вепсов и русских, на севере -финнов.

2) Различия в хозяйственной жизни. В островках и на юге Карелии -сельское хозяйство, ремесла, отходничество в Питер и другие города. В центральной части и на севере - подсечное земледелие, большая роль  охоты и рыболовства,  коробейничество в Финляндии,  на  самом севере - оленеводство.

3) Сохранение архаических форм духовной культуры (калевальские руны и  др.)  на  Севере,  отсутствие их у других  групп.  Также можно упоминать сохранение старообрядчества на севере и среди тихвинских карелов.

В XX веке и в настоящее время различия выявляются в распространении националистических идей среди северных карелов в Начале века,  в создании современных форм национальной культуры (литература, театр на финском языке), более высоком уровне этнического самосознания среди них. Лишь в последнее время эти процессы начали развиваться и у  других  групп.  От  советских  форм  хозяйствования  (ликвидация бесперспективных деревень, упор на экстенсивное использование леса) больше  всего  пострадала  центральная  часть,  которая  частично опустошалась  от  карельского  населения,  частично  была  заселена белорусами и украинцами.

 

Финляндии,  кроме карелов-финнов, о которых уже шла речь, были и "собственно карелы", православные   носители  ливвиковского  и   собственно-карельского наречий (Салми, Суоярви). Эвакуированные во время войны и расселены среди финнов,  они в основном потеряли свой язык и особые формы культуры. И чтобы еще больше запутать дело, упомяну, что и в нашей провинции Северная Карелия в 17 веке осталась часть карельского населения, которая по языку финнизировалась еще к началу века, но сохранила  православную  религию.  Также  следует  сказать,  что  в Финляндии  "карелов"  -  как  лютеран,  так  и  православных  -  до последнего времени не считали особым этносом,  а частью финского народа.

В последнее время увеличивается интерес к карельскому языку и культуре, хотя никакого карельского этноса в у нас уж точно уже не существует    через  некоторое  время  он,  возможно,  перестанет существовать и в России).

В  Финляндии,  однако,  сохраняются  так  называемые  "племенные" (наверно  лучше  их  называть  провинциальными)   идентитеты,   и современное  "карельское"  самосознание  на  этой  стороне  границы вполне вписывается в концепцию Евросоюза о "Европе регионов".

 

Hosted by uCoz