Эса Анттикоски, Йоэнсу, Северная Карелия, Финляндия
Карельский этнос и древнекарельский язык сложились к началу второго тысячелетия на территории Карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Это язык северной подгруппы прибалтийско-финской группы финно-угорской семьи с некоторым влиянием исчезнувшей восточной группы диалектов. В результате новгородского и шведского завоеваний этническая территория была разделена на две части (1323 год). Древние карелы,проживавшие на западной стороне границы вошли в состав финского народа/язык их потомков представляет собой юго-восточные и саволакские диалекты финского языка. По религии это лютеране. В Финляндии жителы (в том числе и бывшие) исторической провинции Карелия называются карелами, хотя с народом под названием "карелы" они имеют в основном лишь общее происхождение и некоторые общие черты культуры (в том числе возникшие под русским влиянием). На основе древнекарельского языка сложился и ижорский язык, часть носителей которого также называли себя карелами.
Теперь перейдем к народу под названием "карелы". В отношении языка карелы разделяются на три "основные группы:
Собственно-карельское наречие - это прямое продолжение древнекарельского языка. Оно имеет следующие подразделения:
1) Беломорские говоры на севере Республики Карелия. Чувствуется известное влияние финского языка и финской культуры - до революции северные карелы имели тесные хозяйственные связи с Финляндией.
2) Южные говоры в центральной части Республики Карелия. Отсутствует финское влияние, с исключением пограничной полосы (Реболы, Ругозеро). Наблюдается влияние людиковского и ливвиковского наречий.
3) Диалекты карельских языковых островков во внутренней России. Карельские поселения в современных Ленинградской (вблизи г. Тихвин),Тверской (северная, центральная части с центром в с. Толмачи, небольшой островок на юго-востоке), Новгородской (Валдай, обрусели к 60-м годам), Владимирской, Московской (обрусели к началу XX века) областей возникли в 7 веке в результате массового ухода карелов с территорий, занятых шведами (восточная часть Карельского перешейка, северо-западное Приладожье, современная финская провинция Северная Карелия). По языку эти группы немногим отличаются от носителей южных говоров.
Еще в начале второго тысячелетия часть древних карелов переселилась на перешеек между Ладожским и Онежским озерами, который был занят древними вепсами. В результате смешения карелов с вепсами возникли людиковское (узкая полоса на западном берегу Онежского озера от Свири до Медвежегорска, смесь карельких и вепсских языковых явлений) и ливвиковское (территория вокруг города Олонца, карельский с вепсским субстратом) наречия.
Что касается различий в материальной и духовной культуре между этими группами, то, грубо говоря, они сводятся к следущим моментам.
1) Влияние других народов. В карельских островках внутренней России -русских, на' юге Республики Карелия - вепсов и русских, на севере -финнов.
2) Различия в хозяйственной жизни. В островках и на юге Карелии -сельское хозяйство, ремесла, отходничество в Питер и другие города. В центральной части и на севере - подсечное земледелие, большая роль охоты и рыболовства, коробейничество в Финляндии, на самом севере - оленеводство.
3) Сохранение архаических форм духовной культуры (калевальские руны и др.) на Севере, отсутствие их у других групп. Также можно упоминать сохранение старообрядчества на севере и среди тихвинских карелов.
В XX веке и в настоящее время различия выявляются в распространении националистических идей среди северных карелов в Начале века, в создании современных форм национальной культуры (литература, театр на финском языке), более высоком уровне этнического самосознания среди них. Лишь в последнее время эти процессы начали развиваться и у других групп. От советских форм хозяйствования (ликвидация бесперспективных деревень, упор на экстенсивное использование леса) больше всего пострадала центральная часть, которая частично опустошалась от карельского населения, частично была заселена белорусами и украинцами.
Финляндии, кроме карелов-финнов, о которых уже шла
речь, были и "собственно карелы", православные носители
ливвиковского и собственно-карельского наречий (Салми,
Суоярви). Эвакуированные во время войны и расселены среди финнов, они в основном потеряли свой язык и особые
формы культуры. И чтобы еще больше запутать дело, упомяну, что и в нашей провинции
Северная Карелия в 17 веке осталась часть карельского населения, которая по
языку финнизировалась еще к началу века, но сохранила православную
религию. Также следует
сказать, что в Финляндии
"карелов" - как
лютеран, так и
православных - до последнего времени не считали особым
этносом, а частью финского народа.
В последнее время увеличивается интерес к карельскому языку и культуре, хотя никакого карельского этноса в у нас уж точно уже не существует (и через некоторое время он, возможно, перестанет существовать и в России).
В Финляндии, однако, сохраняются так называемые "племенные" (наверно лучше их называть провинциальными) идентитеты, и современное "карельское" самосознание на этой стороне границы вполне вписывается в концепцию Евросоюза о "Европе регионов".