"Республика Татарстан" № 165 (24721) 17 августа 2002, суббота


Наши публикации

Культура и традиции

Земля трех братьев

Когда зародился Семык? Может быть, тысячу лет назад или еще раньше. Важно, что он дожил до наших времен как древнейший праздник марийского народа, как обряд, и обряд этот - языческий.

Много любопытного узнали мы с Нафисой Азватовной Сагбиевой, отвечающей в РНМЦ за культуру финно-угров, об обрядах мари в Менделеевском районе. Сагбиева десять лет занимается данным этносом, и, казалось бы, никаких неожиданностей для нее быть не должно. Но село Ильнеть, куда мы прибыли на праздник Семык, оказалось совсем особенным населенным пунктом, которому, кстати, исполнилось уже 400 лет.

В километре от села врыт камень, совсем как в русских былинах, только надпись несколько иная. Рядом течет Илеть - чистая, прозрачная, стремительная. Ее правый берег порос вековыми корабельными соснами. Тут мари жили испокон веку - охотники, рыболовы, землепашцы.

Черемисы, предки мари, как рассказывает история, приняли удар войск Ивана Грозного. Но побежденный языческий народ не пожелал расставаться со своим белым богом добра и злым, страшным Кереметом. Не захотел отказываться от языческих богов. Тогда-то три самых сильных брата и увели свои роды на восток. Они шли долго, скрываясь от войск Ивана Грозного, где отбиваясь, где прячась. Они знали, что найдут землю, где будет чистое небо, река, где будет простор и лес для их охотников. Так вот и возникли три населенных пункта - Большая Ерыкса, Мари Возжай и Ильнеть.

Отчего же дыхание старины так ощутимо врывается в наше сегодня? Отчего именно Ильнеть - село небогатое - третий раз проводит Семык? Отчего ПСК "Эльнеть", на которое ложатся столь большие затраты, принимает мари из 13 регионов? Видимо, потому, что село это пронизано марийским духом, тут патриоты своего народа и истинные родичи тех мужественных храбрецов, что вывели свой род на берега речушки Ерык. Для них все нипочем. В клубе одна гармошка и та едва дышит, один старый-престарый баян, а тем не менее здешние работники культуры собрали и записали у стариков 60 ценнейших песен. И местные мари верны тем пляскам и песням, что бытовали на реке Илеть издавна.

Много лет назад созданный здесь фольклорный коллектив, исполняющий свои уникальные песни не только в родном селе, регулярно выезжает и в Марий Эл, на историческую родину. А сюда, в Ильнеть, на Семык всегда приезжают коллектив профессиональных артистов мари, марийские писатели, поэты. И в этот раз был не только представитель Министерства культуры Республики Марий Эл, но и писатель А.Юзыкайн. Недавно сборник уникальных песен ильнетских мари вышел из печати. А сборник профессора О.Герасимова "Очерки по народной хореографии мари" рассказывает о сохранившихся танцах и плясках жителей Ильнети.

Так где же еще и быть Семыку, как не тут?

Открылся праздник шествием приехавших сюда фольклорных коллективов из Балтасинского, Кукморского, Агрызского, Арского, Актанышского, Елабужского, Мамадышского, Мензелинского районов, городов Набережные Челны и Йошкар-Ола.

А вот идут хозяева. Во главе колонны - председатель Монашевского Совета местного самоуправления Сатина Яппаровна Паширова. Марийский головной убор так преобразил Паширову, что и не сразу узнаешь в ней ту деловую, энергичную женщину, у которой болит голова за свой СМС, куда входят несколько деревень, в том числе Ильнеть. Забот у Пашировой - хоть отбавляй. В Актазиках, к примеру, нужен позарез пристрой к библиотеке. Но он пока только на бумаге: нет денег. В Ильнете не заложили в бюджет котельную, теперь строят ее своими силами. А вот в Кокшане клуб до того ветхий, что и входить-то в него боязно.

Как только участники пройдут круг почета, Паширова побежит к котлам проверить: все ли там как надо - варится ли праздничный кулеш, есть ли посуда для дорогих гостей, припасены ли душистые караваи хлеба, которые пекли всю ночь, чтобы не черствым встречать-угощать народ. Да и не она одна в заботах. С утра местный актив - библиотекарь, заведующая детским садом со всем своим коллективом - за кулисами событий: готовят, организуют - в запарке дел, одним словом.

После всех приветственных и благожелательных слов, вручения подарков открывается, наконец, концерт. Гости и хозяева показывают свои таланты. В стороне стоит Лена Иванова. Только что ее кукол в марийских платьицах вручили дорогим гостям, и они их рассматривают, а она по выражению их лиц пытается угадать, понравились ли ее подарки. Всю ночь заканчивала она эту тонкую работу. Лена шьет национальные костюмы много лет - подругам, знакомым, да и всем односельчанам. Она не только швея, но и опытная телятница, которая уже привыкла быть в передовиках. Сейчас она в родильном отделении принимает телят, они у нее растут крепкими, здоровыми. Не случайно у Лены почти всегда первое место по району, больше десяти почетных грамот, множество ценных подарков от родного хозяйства и администрации района.

Лена Иванова - прирожденный вожак. Это она много лет тому назад стояла у истока фольклорного коллектива. Геннадий Мальгин - ее родной брат, без совета с Леной ничего не затевает. Она пляшет всех лучше ильнетскую кадриль, да и поет хорошо, но нынче вот

уступили сцену молодым.

- Пусть приучаются, а мы послушаем, как у них получится, - говорит Лена без ревности.

Роза Мальгина - бессменный баянист. Две снохи Герасимовых - Антонина и Мария - знают весь репертуар своих прабабушек. Много их тут, песенников. Мария Яковлева, Илья Петров хотя и в возрасте, но коль позовет Мальгин, приходят в клуб. Все они сегодня на празднике в национальных одеждах и слушают не наслушаются родных песен.

- Наш Семык, - говорит директор местной школы В.Вершинин, - праздник радости, а не печали.

- Василий Иванович, - а есть ли легенды, связанные с язычеством?

- Сколько угодно. Здесь столько происходит чудес - ничуть не меньше, чем в книгах Гоголя. Даже свой кот есть, который ходит на задних лапах и орет благим матом, пугая влюбленные парочки. Причем кот является и дядьке дюжему. Тот был в подпитии, да как врезал коту орясиной. А наутро старушку одну увидели с перевязанной физиономией...

- А жертвоприношения в священной роще у вас бывают?

- Давно не случаются, но тоже масса легенд в связи с этим ходит. Сколько ни боролись еще в царские времена с язычеством, все безуспешно. Меценат Ушков открыл в Ильнете в 1888 году школу-церковь казанских святителей Гурия и Варсонофия. Но в нее мало ходили, потом батюшку переселили в соседнее село, где тоже построили ему церковь. Сейчас ее бы восстановить, но у деревни нет особого желания заниматься этим.

- Тем не менее, - заметил Вершинин, - посмотрите, какой ценный фольклор мы сумели сохранить, причем танцует и поет молодежь. Ильнетские мальчишки показали гостям "Танец мальчиков". Такого гвоздя программы не было у других коллективов.

Пока на сцене пели и плясали, какой-то батыр с первой попытки залез на шест и достал петуха. Зато на шесте горизонтальном долго никому не удавалось подобраться к петуху - все срывались вниз. Напряженная борьба шла посреди поляны. Несколько молодых парней все никак не могли одолеть пожилого борца-татарина из Большого Куклюка. Но, наконец, нашелся гость - мари Петряев из села Бима Агрызского района, газовик по специальности, этакий увалень богатырского роста и стати. Он и стал победителем. Ему, как и положено, дали барана.

- Сделаем шашлык, не доезжая до дома, по дороге, - пообещал Петряев фольклорному коллективу из села Бима. - Мне лично баран не нужен.

- А где же вы учились борцовскому делу, ведь с профессионалами справились?

- Нигде не учился. У меня врожденный талант, - "скромно" заметил герой.

Концерт и состязания были в самом разгаре, а кто-то уже усаживался на лужайке с горячим кулешом. Народ гулял и веселился. Наверное, и своих родных вспомнили, которым и был посвящен марийский Семык, вобравший в себя, кстати, много элементов Сабантуя.

Людмила СУХАНОВА.

Сотрудник республиканского научно-методического центра народного творчества и культпросветработы.

 

Hosted by uCoz