Отрывок из книги М.З. Хафизова "Нижегородские татары"

Татары-мишари в многонациональной губернии

Истоки

Современные татары являются одним из крупных тюркоязычных народов, за которыми закрепилось это название, пришедшее в Европу с востока в 13 веке вместе с татаро-монголами. В отличие от этнонима "татары", связанного с пришельцами, история татарского народа совсем иная. Она имеет глубокие местные корни, о чем было известно давно. Так, Н.Г. Чернышевский, хорошо знавший историю, культуру, жизнь, обычаи татар, владевший татарским языком и письмом, изучавший их историю по татарским источникам, подчеркивал, что "из нынешних рымских, казанских и оренбургских татар едва ли есть один человек, происходивший от воинов Батыя; что нынешние татары - потомки тех племен, живших в этих местах и покоренных Батыем, как были покорены русские".

Усилиями многих исследователей доказано, что между монголами 12-13 веков и современными татарами нет ничего общего ни в языке, ни в антропологии, ни в материальной и духовной культуре. Этнические корни татар уходят к местным тюркским племенам, которые жили в Восточной Европе на территории между Уралои и Карпатами еще в конце прошлой и начале новой эры, продолжают жить и сейчас. Дело в том, что, как утверждают исследователи, "здесь не было смены народов, менялся лишь этноним, ибо в разные периоды истории господствовавшими племенами среди множества тюркских племен выступало то одно, то другое племя. Отсюда и смена общего для тюрков этнонима".

Например, роль ведущих племен и носителей общего этнонима на определенном этапе истории переходит на этой территории к булгарам и мишарам - двум крупным тюркским племенам, говорившим на диалектах одного и того же кипчакского языка, которые явились этнической основой волжских татар. (Этноним "булгары" в переводе с тюркского языка означает "речные люди", а "мишары" (мажгары, мочары, можары, мадьяры) - "лесные люди") Оба этноса прошли длительный путь становления, развития, превратившись со временем в самостоятельные народности казанских татар и татар-мишарей.

Областью формирования казанских татар было левобережье, восточные районы Поволжья. Основой их этногенеза, наряду с булгарами, были и другие тюркские племена, в том числе кипчаки и отюрченные соседние угро-финские племена. А татары-мишари, в отличие от казанских татар, формировались на землях волжского правобережья, юго-западных территориях Поволжья, в районах между Волгой и Окой и в Мещерской низменности - так названной русскими, как полагают исследователи, по имени ее основных жителей.

Следы мишарей, живших вперемешку с другими племенами на огромной территории восточной Европы, наблюдались еще до нашей эры, а по среднему течению Оки со 2 века нашего времени. Далекими предками мишарей были "акациры", а позднее - можары, особенно народ "кипчак-татар", сыгравший значительную роль в формировании татар-мишарей как составной части татарского народа.

В этом процессе участвовали также отюреченные финно-угорские племена и обулгаризованные буртасы. Именно буртасы и можары называются некоторыми исследователями в качестве прямых предшественников Сергачской (или старинной алатырской) группы мишарей - предков современных нижегородских татар.

Процесс сближения татар-мишарей с казанскими татарами занял ряд столетий. Основы консолидации были заложены еще во времена Волжской Булгарии, земли которой доходили до среднего течения реки Оки. Эта тенденция несколько ускоряется в эпоху Золотой Орды, чья власть распространялась на районы расселения булгар и мишарей. Велика была в этом роль ислама и кыпчакского языка, ставшего государственным языком и языком всего золотоордынского этноса, диалектами которого были, как известно, булгарский и мишарский языки.

Однако во времена Казанского ханства (1438-1552 гг) сближение булгар и мишар заметно ослабляется ввиду раздельного их существования, когда основная масса мишарей оказалась в лагере противников казанцев. Именно в этот период завершается окончательное оформление казанских татар в феодальную народность. Этническая общность и облик мишарей формируется в зависимости от Московского государства с середины 15 века в большей части в Касимовском ханстве (1452-1684 гг.), а сергачских мишарей - в составе многонациональной Нижегородской земли.

Со второй половины 16 века начинается дальнейшее сближение татар-мишарей с казанскими татарами в связи с началом массовых миграций мишарей на восточные земли, продолжавшихся до первой половины 18 века. В те годы они широко расселялись на правобережье реки Волги, в Закамских районах и Приуралье, что привело к усилению интеграционных процессов между мишарями и казанскими татарами, и, в конечном счете, сложился единый народ Волго-Уральских татар. С конца 18 века началось формирование татарской буржуазной нации, продолжавшееся до конца 19-начала 20-х веков.

Немало мишарей вошло также в состав русских, башкир, ногайцев и чувашей. В настоящее время мишари живут на территории многих областей и республик Поволжья и Приуралья, составляют также большинство татарского населения, живущего в крупных городах России и других государств СНГ. Несмотря на территориально разбросанное проживание, они сознают себя неразрывной частью единого татарского народа, сплоченного близостью этнических корней и общностью истории, религии, культуры и быта с казанскими татарами. Мишари и казанские татары говорят на диалектах одного и того же татарского народного языка. "Если в основу фонетического строя татарского литературного языка лег средний (казанский) диалект,- отмечает академик М.З.Закиев,- то в основу морфологической системы - мишарский".

Такова краткая история этнонима и этноса волжских татар.

Примечание: я буду благодарен за ваши комментарии abdiev@hotmail.com

Москва, 1998

 

 

Hosted by uCoz