Отрывок из книги М.З. Хафизова "Нижегородские татары"
Татары-мишари
в многонациональной губернии
Истоки
Современные
татары являются одним из крупных тюркоязычных народов, за которыми закрепилось
это название, пришедшее в Европу с востока в 13 веке вместе с татаро-монголами.
В отличие от этнонима "татары", связанного с пришельцами, история
татарского народа совсем иная. Она имеет глубокие местные корни, о чем было
известно давно. Так, Н.Г. Чернышевский, хорошо знавший историю, культуру,
жизнь, обычаи татар, владевший татарским языком и письмом, изучавший их историю
по татарским источникам, подчеркивал, что "из нынешних рымских, казанских
и оренбургских татар едва ли есть один человек, происходивший от воинов Батыя;
что нынешние татары - потомки тех племен, живших в этих местах и покоренных
Батыем, как были покорены русские".
Усилиями многих
исследователей доказано, что между монголами 12-13 веков и современными
татарами нет ничего общего ни в языке, ни в антропологии, ни в материальной и
духовной культуре. Этнические корни татар уходят к местным тюркским племенам,
которые жили в Восточной Европе на территории между Уралои и Карпатами еще в
конце прошлой и начале новой эры, продолжают жить и сейчас. Дело в том, что,
как утверждают исследователи, "здесь не было смены народов, менялся лишь
этноним, ибо в разные периоды истории господствовавшими племенами среди
множества тюркских племен выступало то одно, то другое племя. Отсюда и смена
общего для тюрков этнонима".
Например, роль
ведущих племен и носителей общего этнонима на определенном этапе истории
переходит на этой территории к булгарам и мишарам - двум крупным тюркским
племенам, говорившим на диалектах одного и того же кипчакского языка, которые
явились этнической основой волжских татар. (Этноним "булгары" в
переводе с тюркского языка означает "речные люди", а
"мишары" (мажгары, мочары, можары, мадьяры) - "лесные
люди") Оба этноса прошли длительный путь становления, развития,
превратившись со временем в самостоятельные народности казанских татар и
татар-мишарей.
Областью
формирования казанских татар было левобережье, восточные районы Поволжья.
Основой их этногенеза, наряду с булгарами, были и другие тюркские племена, в
том числе кипчаки и отюрченные соседние угро-финские племена. А татары-мишари,
в отличие от казанских татар, формировались на землях волжского правобережья,
юго-западных территориях Поволжья, в районах между Волгой и Окой и в Мещерской
низменности - так названной русскими, как полагают исследователи, по имени ее
основных жителей.
Следы мишарей,
живших вперемешку с другими племенами на огромной территории восточной Европы,
наблюдались еще до нашей эры, а по среднему течению Оки со 2 века нашего
времени. Далекими предками мишарей были "акациры", а позднее -
можары, особенно народ "кипчак-татар", сыгравший значительную роль в
формировании татар-мишарей как составной части татарского народа.
В этом процессе
участвовали также отюреченные финно-угорские племена и обулгаризованные
буртасы. Именно буртасы и можары называются некоторыми исследователями в
качестве прямых предшественников Сергачской (или старинной алатырской) группы
мишарей - предков современных нижегородских татар.
Процесс сближения
татар-мишарей с казанскими татарами занял ряд столетий. Основы консолидации
были заложены еще во времена Волжской Булгарии, земли которой доходили до
среднего течения реки Оки. Эта тенденция несколько ускоряется в эпоху Золотой
Орды, чья власть распространялась на районы расселения булгар и мишарей. Велика
была в этом роль ислама и кыпчакского языка, ставшего государственным языком и
языком всего золотоордынского этноса, диалектами которого были, как известно,
булгарский и мишарский языки.
Однако во времена
Казанского ханства (1438-1552 гг) сближение булгар и мишар заметно ослабляется
ввиду раздельного их существования, когда основная масса мишарей оказалась в
лагере противников казанцев. Именно в этот период завершается окончательное
оформление казанских татар в феодальную народность. Этническая общность и
облик мишарей формируется в зависимости от Московского государства с середины
15 века в большей части в Касимовском ханстве (1452-1684 гг.), а сергачских
мишарей - в составе многонациональной Нижегородской земли.
Со второй
половины 16 века начинается дальнейшее сближение татар-мишарей с казанскими
татарами в связи с началом массовых миграций мишарей на восточные земли,
продолжавшихся до первой половины 18 века. В те годы они широко расселялись на
правобережье реки Волги, в Закамских районах и Приуралье, что привело к
усилению интеграционных процессов между мишарями и казанскими татарами, и, в
конечном счете, сложился единый народ Волго-Уральских татар. С конца 18 века
началось формирование татарской буржуазной нации, продолжавшееся до конца
19-начала 20-х веков.
Немало мишарей
вошло также в состав русских, башкир, ногайцев и чувашей. В настоящее время
мишари живут на территории многих областей и республик Поволжья и Приуралья,
составляют также большинство татарского населения, живущего в крупных городах
России и других государств СНГ. Несмотря на территориально разбросанное
проживание, они сознают себя неразрывной частью единого татарского народа,
сплоченного близостью этнических корней и общностью истории, религии, культуры
и быта с казанскими татарами. Мишари и казанские татары говорят на диалектах
одного и того же татарского народного языка. "Если в основу фонетического
строя татарского литературного языка лег средний (казанский) диалект,- отмечает
академик М.З.Закиев,- то в основу морфологической системы - мишарский".
Такова краткая
история этнонима и этноса волжских татар.
Примечание:
я буду благодарен за ваши комментарии abdiev@hotmail.com
Москва,
1998