Джалиля ул., 21
17. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Деревянная приходская Петропавловская церковь существовала на этом месте уже в 1565 г. В 1708 г. была построена теплая Козмодемьянская каменная церковь, стоявшая на месте нынешнего флигеля собора (упразднена и снесена в 1818г.). История ныне существующего храма начинается с того, что 27-30 мая 1722г. в Казани находился Петр I, направлявшийся в Персидский поход. Петр останавливался в доме известнейшего казанского предпринимателя Ивана Афанасьевича Михляева, рядом с Петропавловской церковью (ныне Джалиля, 19). В память этого события Михляев решил вместо небольшой приходской церкви построить грандиозный собор.
Легенда о том, что Петр I принимал участие в закладке собора, документально не подтверждается. В 1726г. четырехпрестольный храм был освящен. В том же году построена отдельно стоящая шестиярусная колокольня. Главный престол во имя Святых Апостолов Петра и Павла-на втором этаже. Престол на первом этаже освящен в честь Сретенья Господня. С северной стороны храма один над другим находятся два небольших придела: внизу в честь Рождества Иоанна Предтечи (сейчас - в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина"), верхний-в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Живоносный Источник".
Собор много пережил: он горел в 1742, 1749, 1815, 1842гг., а в 1774г. был разграблен пугачевцами. После пожара 1815г. храм был восстановлен в 1824-1825 гг. под руководством старосты купца Саввы Степановича Зайцева (1780-1844), а в 1842г., когда повреждения были сравнительно невелики, ремонт проведен, в основном, на средства старосты купца Василия Николаевича Унженина (1814-1891). Тем не менее, к середине 70-хгг. XIX в. собор сильно обветшал-основной причиной этого было разрушение фундамента -в результате оба придела стали разрушаться и в 1880г. были закрыты, колокольня стала крениться. В 1888-1890 гг. была проведена реконструкция собора. Были разобраны оба лридела, паперть (гульбище и лестницы), потом они были вновь выстроены по старым образцам. Заново построена лестница с северной стороны, утраченная еще в середине ХГХ в. Новый фундамент был подведен под колокольню. Были обновлены многочисленные лепные украшения. Составлял проект реконструкции и руководил работами архитектор М.Н. Литвинов, многие детали восстановлены по чертежам, составленным в 1815г. А.К. Шмидтом. Тогда же, в 1888-1890гг., на колокольне установлены часы (мастер Петр Ионович Климов). Реконструкция проводилась на средства, накопленные приходом, и добровольные пожертвования. Большая заслуга в организации дела принадлежит протоиерею Петру Васильевичу Малову и старосте Петру Васильевичу Унженину.
Петропавловский собор-выдающийся памятник архитектуры, наряду с башней Сююмбике являющийся архитектурным символом Казани. С одной стороны, это образец русского барокко, а с другой - многие элементы композиции и детали декора не характерны ни для какого архитектурного стиля и отражают эстетические пристрастия Михляева и строителей собора. Значимость памятника весьма велика и потому, что он дошел до нас практически в первоначальном виде-благодаря грамотной реконструкции 1888-1890гг.
Сохранился и главный иконостас собора, огромный, в семь ярусов, богато убранный в духе русского барокко и покрытый сусальным золотом. Он был изготовлен в 1723—1726 гг. казанскими мастерами во главе с
резчиком Гусевым. В 1824-1825 гг. иконы, пострадавшие от пожара 1815 г., подновлялись известным казанским художником Василием Туриным, а в 1864-1865 гг.-Н.А. Мензитовым. Тогда же, в 1864-1865 гг., по инициативе старосты Василия Степановича Унженина (двоюродного брата предыдущего старосты - В.Н. Унженина, и отца следующего - П.В. Унженина) иконостас реконструирован известным казанским подрядчиком и резчиком по дереву Михаилом Александровичем Тюфилиным. После закрытия собора в 1939г. иконостас, хотя и считался охраняемым государством памятником искусства, постепенно ветшал, многие детали были утрачены. В 1989-1991 гг. он был еще раз обновлен.
Ныне существующая ограда построена по проекту М.П. Коринфского в середине XIX века.
В XVIII-начале XX вв. Петропавловский собор составлял гордость Казани. Его посетителями были все российские императоры начиная с Екатерины II; практически все известные люди, посещавшие Казань, причем не только православные—описания собора приведены в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. Был здесь и Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин. Список знаменитых людей, на которых Петропавловский собор произвел неизгладимое впечатление, мог бы быть очень длинным.
Но, с другой стороны, с церковно-административной точки зрения Петропавловский собор был обыкновенной приходской церковью с небольшим штатом—обычно один или два священника—и немногочисленными" прихожанами, и если бы среди приходского актива не было таких людей как Зайцев и Унженины, то поддерживать храм в хорошем состоянии бьшо бы невозможно.
Среди священников, служивших в Петропавловском соборе, было много интересных людей. В 1830-1854 гг. здесь служил протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804-1885), выпускник Московской духовной академии 1826г., известный как блестящий преподаватель духовной семинарии, знаток философии и богословия; в 1854г. он был переведен в Кафедральный Благовещенский собор. Служивший в соборе в 1854-1867 гг. протоиерей Дмитрий Иванович Горский также запомнился педагогической деятельностью— в 1832-1854 гг. он был директором Чистопольского духовного училища. Умерший сравнительно молодым протоиерей Василий Андреевич Ложкин (1833-1870), выпускник Казанской духовной академии 1854 г., был очень почитаем прихожанами как человек бесконечно добрый, раздававший бедным почти все свои доходы. В 1867-1882 гг. настоятелем собора был Гавриил Федорович Мелановский (1817-1882) (окончил Казанскую духовную семинарию в 1838) —человек очень музыкальный. Его богослужения пользовались большой
популярностью, он был известен в Казани и замечательным пением духовных песен под гусли и гитару. Бездетный вдовец Мелановский оставил все свое состояние-20000 рублей-Петропавловскому собору, эти деньги и позволили осуществить реконструкцию храма. В 1882—1896гг. в соборе служил протоиерей Петр Васильевич Малов, выпускник Казанской духовной семинарии, -именно он организовал реконструкцию храма. Настоятель собора в 1896-1908 гг. протоиерей Иван Тимофеевич Горизонтов (1857-?), уроженец Томска, выпускник Казанской духовной академии 1876г., много лет работал в духовных учебных заведениях, был известен как блестящий преподаватель истории. Выслужил чин статского советника, в 39 лет стал священником, до конца жизни преподавал историю в Казанских духовных семинариях. Его сын Николай Иванович Горизонтов (1879-1949)-известный ученый-медик. Служивший в соборе в 1908-1916 гг. Николай Александрович Воронцов (1872-1916) выпускник Казанской духовной академии, успел за недолгие годы службы приобрести репутацию прекрасного проповедника.
Ложкин, Мелановский, Воронцов были похоронены на небольшом кладбище при соборе, находившемся во дворе, с северной стороны. В советское время оно было ликвидировано.
В 1917-1930 гг. настоятелем храма был протоиерей Андрей Иванович Боголюбов (1861-?), из крестьян, выпускник Казанской учительской семинарии. В 1931 г. осужден за "антисоветскую деятельность", умер в лагере. Последний дореволюционный староста собора Петр Васильевич Унженин эмигрировал в Китай и до 1929г. присылал на содержание собора крупные переводы. Все названные священники жили в доме во дворе собора (ныне ул. Джалиля, 21), построенном в 1845—1847гг. по проекту М.П. Коринфского.
Собор возвращен церкви в 1989г.