http://koi.www.sochi.ru/abc/ab41/kr2.htm#A

 

ШАПСУГИ.

 

Н. Дубровин, причисляя причерноморских шапсугов к натухайцам, писал, что они были расселены "по южному склону хребта и прибрежью Чёрного моря до небольшой речки Бу или Буань, протекающей ниже Головинского поста и впадавшей в Чёрное море. Начиная от р. Аше, натухайские общества, жившие вдоль юго-восточного берега Чёрного моря, имели сверх общего племенного названия, другие, отдельные, по имени урочищ: Гоайе или Шехокуадж, далее на юго-запад, по порядку следовали Цюхук, Шимитокуадж и Хизе."

Л. Люлье уточняет, что гоайе (вайа по Беллю) "занимали долину Псеюзе (Псезуапсе) и несколько других. Между племенами Гоайе... следующие дворянские фамилии: Карзейк, Куецюк, Дирсюе, Хатирали, Бирдж и Черчь."

Общество Цюхук занимало долины мелких рек Цусхвадж, Годлик и Чукутх в междуречье Псезуапсе - Шахе, здесь господствовал шапсугский дворянский род Цюхь. Из других шапсугских дворянских фамилий наиболее известны были следующие: Абат, Немере, Шеретлок, Горкоз, Улагай, Бгый и Тгагурз.

Л. Люлье перечисляет долины рек в пределах Большого Сочи, в которых жили шапсугско-натухайские общества, в направлении с северо-запада на юго-восток (в скобках даны современные названия рек): Деркуай (Дедеркой), Сепсе (Шепси), Шуук или Шуек (Шуюк), Мокупсе (Макопсе), Мюзюегопсе (Неожиданная), Аше, Копсе (Куапсе - Мамедова Щель), Дзешь (Свирская щель), Псезюе или Пезюане (Псезуапсе), Чегезиане (Цусхвадж), Голиех (Годлик), Нибепс или Цюхук (Чухукт), Безюей (Чимит, Чемитоквадже), Тлате или Калезинь (Глубокая щель), Кодес (Матросская щель), Шахе или Субешх, Осокай (Осохой), Казий или Казиап (Ходжипс - Якорная щель), Берендуапь (Беранда), Десхать (Детляшха), Бу или Буань (Буу). К югу от Шахе шапсуги жили лишь в береговой полосе и смешанно с убыхами.

Сейчас считается, что натухайцев, смешанно живших с шапсугами в первой половине XIX в., на сочинском побережье не осталось. Однако этот этноним сохранился в шапсугской фамилии Натхо, представители которой живут в аулах Куйбышевка (долина Агоя) и Малый Псеушхо (в долине Туапсе) и причисляют себя к шапсугам.

Вплоть до начала XVIII века названия шапсугов и натухайцев не встречаются в письменных источниках. Впервые шапсуги названы в турецких хрониках 20-х годов XVIII в. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который "имеет особливый язык и такое же правление".

Даже у Евлия Челеби (1641 г.), давшего описание самых мелких племенных подразделений и отдельных селений причерноморских горцев, нет упоминания о шапсугах и натухайцах.

На территории Шапсугии XIX в. в течение многих столетий проживало абазинское население, постепенно перешедшее на черкесский (адыгейский) язык. В течение XVIII в. численность шапсугов постоянно увеличивалась за счёт беглых крестьян соседних адыгских, абазинских и убыхских обществ и в первой половине XIX в. шапсуги уже считались одним из крупнейших племён, занимая обширную территорию Северо-западного Кавказа по обоим склонам Кавказского хребта.

До образования своей самостоятельности и широкого распространения по территории Западного Кавказа натухайцы и шапсуги вместе с племенем гоайе занимали лишь долину реки Псезуапсе; при этом натухайцы жили в верховьях Псезуапсе в урочище Тагапс, шапсуги же - в урочищах Атсейниб и Бебеколайге. Однако в то время (предположительно XV-XVI вв.) они не имели указанных названий и состояли из пяти родов: Надхо (Натхо), Нетахо (Нетдахо), Кобле-Схапете (Схопте) и Сотах (Севатох). Первые два рода послужили основой для образования в последующем натухайской народности, а последующие три, обосновавшись сначала в долине реки Шапсхо, образовали самостоятельное племя, названное по имени этой реки шапсугами.

В середине XIX века шапсуги делились уже на 8 основных родов: Натхо, Натахо, Гоаго, Ему, Кобле, Схопете, Соотох и Гоайе. Причём эти роды делились, в свою очередь, на много малых и больших подразделений. Так, род Натхо разветвлялся на 28 родовых подразделений, род Коблевых состоял из более чем 50 подразделений, псезуапсинские Гоайе имели 17 родовых подразделений. Следы патриархальных родов сохранились и в современных черноморских шапсугских аулах, где встречается всего несколько групп однофамильцев, живущих в нескольких десятках дворов и составляющих основную массу населения аулов.

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. Большого различия между этими двумя адыгейскими племенами не было, не было и чёткой границы между ними, чаще всего они жили смешанно, лишь в крайней северо-западной части Черноморского побережья Кавказа (к северо-западу от Джубги) натухайцы имели сплошное распространения. К югу от Джубги, до реки Шахе, преобладало шапсугское население, при этом в междуречье Псезуапсе - Шахе и по долине Псезуапсе сохраняло ещё некоторую самостоятельность и обособленность племя гоайе (гои).

Из различных источников и опросов сочинских шапсугов (по семейным преданиям) нам известны наименования и расположение наиболее крупных населённых пунктов причерноморской Шапсугии середины XIX в. В долине Шахе, отличавшейся густой заселённостью со смешанным убыхско-шапсугским населением, был известен крупнейший аул Шахечю, тянувшийся на десятки километров по обоим берегам Шахе, в её нижнем и среднем течении. При этом в низовьях долины р. Шахе аул Шахечу ещё именовался как Субешх, а в среднем течении Большой Кичмай. Последнее название сохранилось за современным шапсугским аулом, располагающимся в 5-6 км от устья р. Шахе. Аул Субешх в конце Кавказской войны был населён преимущественно убыхами, предводителем которых был Эльбух Берзех; поэтому было известно и другое название - аул Эльбуза Берзека.

В долине Псезуапсе наиболее известны были аулы: Хакуч (в верховьях), Тхахепш или Божьи Воды (существует и сегодня в среднем течении), Гуайе или аул Заурбека (в низовьях). Аул Хакуч был центром Хакучинского общества, в настоящее время это место необитаемо.

Аул Гуайе находился на левобережье долины Псезуапсе, в 7 км от её устья, на месте современного села Алексеевка и считался центром шапсугского подразделения гоайе (гуайе или гои) с господствовавшей фамилией Коблевых. Аул Заурбека располагался на правобережье устьевой части долины Псезуапсе, на месте современного пос. Лазаревское. Заурбек был предводителем псезуапсинских шапсугов - гоев в последние годы Кавказской войны.

Нижнее и среднее течение долины р. Аше занимал один из крупнейших аулов Черноморской Шапсугии - Лохотх или Лыготх, начинавшийся в устье и тянувшийся до 20 км вверх по течению. Современные аулы Хаджику, Калеж, Шоджик можно назвать "осколками" аула Логотх. В верховьях р. Аше находился аул Чекоз.

Если пятидесятитысячное население Убыхии после окончания Кавказской войны полностью эмигрировало в Турцию, то в пределах причерноморской Шапсугии сохранилось несколько аулов с аборигенным населением. В пределах Большого Сочи это аулы Кичмай и Нижнее Шахе, в долине р. Шахе, аул Тхахепш в долине р. Псезуапсе, аулы Шхафит, Хаджику, Калеж, Шоджик и Б.Псеушхо в долине р. Аше, аул Наджиго в долине р. Макопсе.

Многие шапсуги переселились в посёлки Аше, Лазаревское, Головинка, Дагомыс и в Сочи. Наиболее распространённые фамилии шапсугов, проживающих сейчас в пределах Большого Сочи, немногочисленны и не превышают двух десятков. В порядке распространённости это следующие фамилии: Напсо, Сизо, Схабо, Тлиф, Тешевы, Боус, Хахо, Хейшхо, Коблевы, Чачух, Хушт, Бгано, Шхалаховы, Хлечас, Ачмизовы, Сажо, Хапий, Нибо и др.

Шапсуги проживают также в Туапсинском районе, в долинах рек Туапсе и Агой, и в Тахтамукайском районе Адыгеи.

Первые шаги по изучению адыгейского языка были сделаны русским академиком И.А. Гюльденштедтом в конце XVIII века и адъюнктом Российской Академии наук Г.Ю. Клапротом, в начале XIX века, которые во время своих путешествий по Кавказу записали образцы адыгейской речи. В первой половине XIX в. большую роль для изучения адыгейских языков сыграли труды первых адыгских учёных Б.Ногмова и У.Берсея. Изучению лексики адыгейского языка был посвящён "Словарь русско-черкесский" Л.Люлье, много лет прожившего среди причерноморских черкесов и хорошо знавшего адыгейский язык. Известный лингвист П.К.Услар оставил черновые заметки и небольшие статьи, содержащие адыгейскую лексику и характеристику звуков адыгейского языка. Первый адыгейский учёный - лингвист Д.А.Ашхамаф создал первую грамматику адыгейского языка. Окончательные разработки по основам адыгейского литературного языка принадлежат Г.В. Рогава.

Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г.- латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.

Адыгейский язык относится, как и языки убыхов и абазин, к абхазско-адыгейской ветви иберийско-кавказских языков. На адыгейском языке в пределах Краснодарского края сейчас говорят более 100 тыс. человек.

В период Кавказской войны в военных документах встречалось наименование племени хакучи, аулы которых располагались в труднодоступных горных котловинах в верховьях рек Псезуапсе и Аше. Существовавшее здесь с ранних пор шапсугское Хакучинское общество, получившее название от реки Хакучипсы (приток р. Псезуапсе), с началом многолетней Кавказской войны постоянно пополнялось беженцами из различных адыгейских племён, сюда же стягивались беглые казаки и солдаты русской армии. Хакучи говорили на изменённом шапсугском диалекте и этнически составляли единое целое с шапсугами. Причерноморские шапсуги Лазаревского района Большого Сочи и сейчас выделяют из своей среды шапсугов-хакучей.

На местах аулов бывшего Хакучинского общества в верховьях Псезуапсе и Аше сейчас никто не живёт. В наше время хакучи составляют значительную часть населения Большого Кичмая, несколько семей живёт в ауле Хаджику, а также в ауле Куйбышевка (Корновка) в долине р. Агой, близ Туапсе.

 

 

Литература:

Н. Дубровин. Черкесы (адыге). Материалы Черкесского народа. Выпуск I . Краснодар. 1927.

Л.Я. Люлье. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Краснодар. 1927.

В. Ворошилов. "Материалы по истории и этнографии Большого Сочи с древнейших времён до второй половины XIX века (Историко-этнографические очерки Убыхии)". Сочи. 1979.

Выборку сделал В.Л. Ксенофонтов.

 

 

Hosted by uCoz