Свет Православия в Казахстане. Издание
Алматинской епархии.
http://www.orthodoxy.ru/svet/
1. Введение Причиной настоящего
доклада послужило обращение к полноте Русской Православной Церкви по документам
архиерейского собора, проходившего 18 - 23 февраля 1997г. в Москве. В последнее
время наблюдается все углубляющийся кризис в отношениях РПЦ и Всемирного Совета
Церквей. Этот кризис отражен в докладе Председателя Синодальной Богословской
комиссии РПЦ митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея
Беларуси. Он, в частности, пишет: “Наша Церковь...высказала свою критическую
оценку современного состояния ВСЦ, представила полное видение необходимых
реформ и перестройки всей структуры и направлений будущей деятельности и целей
ВСЦ...
Вопрос о выходе из ВСЦ или о
переходе лишь на статус наблюдателя, который поднимался в ходе нашей дискуссии
на прошедшем заседании Пленума Богословской комиссии, является вопросом,
который требует всеправославного обсуждения и всеправос-лавного решения”.
2. Как возникло
экуменическое движение
Слово “экуменизм” происходит от греческого oiкoмензн - населенная обитаемая
земля, ойкумена. Соответственно, прилагательное “экуменический” означает
“вселенский”. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется
“вселенской”, будучи ею по существу.
Современный
термин “экуменизм” придуман и введен в употребление Джоном Моттом (1865 -
1955), известным протестантским лидером и председателем ИМКА.
Таким образом,
перед нами два различных понимания сущности экуменического движения.
Протестантский мир рассматривает экуменизм как возможность “сотрудничества
различных конфессий в поисках путей к восстановлению единства разделенных
христиан в духе и по образу Древней Церкви”. При этом предполагается, что все
современные христианские течения потеряли полноту Абсолютной Истины
Апостольской Церкви.
Митрополит Филарет высказывает
иную позицию: “Западные христиане после отделения Западной Церкви от Восточной
в процессе дальнейших разделительных тенденций во многом отошли от предания и
наследия древней Церкви. Сознавая себя в непрерывной связи с верой, жизнью и
преданием древней Церкви, наша Православная Церковь считает своим прямым и
священным долгом свидетельствовать о неповрежденном апостольском и
святоотеческом предании разделенным христианам, чтобы помочь восстановлению их
единства в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. В этом основной смысл
и богословское обоснование нашего участия в экуменическом движении и во
Всемирном Совете Церквей”.
Было бы
неправильно считать ХХ век началом экуменических контактов. Православная
Церковь постоянно пыталась вернуть в свое лоно распавшееся человечество. Такими
примерами наполнена вся ее история. Так, V, VI, VII века прошли в напряженных
диспутах и диалогах с несторианами и монофизитами; в IX веке святой
равноапостольный Кирилл вел довольно успешные богословские споры с
мусульманами, в XIX веке совершались попытки вернуть в лоно Святой Церкви
старообрядцев, старокатоликов и англикан.
Вопрос о тех или
иных экуменических контактах Церкви в реальной жизни часто усложняется (а в
экстремальных случаях даже определяется) общественно-политическими причинами.
Вспомним, например, монголо-татарское нашествие. Два великих политика, два
величайших полководца Русской земли, князь Даниил Галицкий и св. блг. князь
Александр Невский решают будущую политику своего государства, а значит и
внешнецерковные отношения РПЦ. Представители одной эпохи, носители одного
менталитета, а как по-разному пытаются защитить свое отечество.
Стремление
сохранить религиозную самобытность привело святого великого князя Александра
Невского к решению уйти под власть язычников Золотой Орды. В результате
возникла Российская Империя. Религиозные компромиссы Даниила могли закончиться
потерей политической независимости, гибелью Церкви и полным духовным
банкротством всей Галицкой Руси.
Итак, чтобы правильно
решить поставленную перед нами проблему, нужно определить характер современного
мирового экуменического движения. А для этого, прежде всего, необходимо
разобраться в истории экуменизма и тщательно изучить тенденции в развитии этих
отношений.
3. История
экуменического движения. Всемирный Совет Церквей. Развитие отношений между РПЦ
и ВСЦ
Вторая половина
XIX века ознаменовалась мощной миссионерской деятельностью РПЦ. За короткий
период Российское Православие распространилось на Сибирь и Дальний Восток.
Удивительно плодотворная деятельность святого равноапостольного Николая
Японского, группы миссионеров в Корее, миссия на Алтае позволили привести к
Истине Православия сотни тысяч буддистов.
Миссии в Китае,
Сибири, на Камчатке и в Америке (на Аляске) распространили христианство на 1/16
часть вселенной. Одновременно наша Церковь вела серьезные переговоры и
богословские диалоги с англиканами, старокатоликами и дохалкидонскими Церквями
о возвращении их в лоно Матери-Церкви. Наконец, сложные переговоры со старообрядцами-единоверцами
завершились снятием взаимной анафемы и формальным присоединением их к РПЦ.
Протоиерей
Григорий Флоровский назвал такую деятельность “православным экуменизмом”.
Казалось, Православие скоро распространится по всему миру и сбудется
пророчество: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во
свидетельство всем народам...”(Мф.24,14).
Однако в XX веке
сбылись иные пророчества: кровопролитие и войны, глады и моры, восстание
лжехристов и лжепророков.
РПЦ оказалась в
самом центре Апокалиптических событий и приняла на себя самый мощный удар.
Неудивительно,
что когда возникало экуменическое движение “Вера и церковное устройство” Святой
Патриарх Тихон от имени поместного Собора 1917 - 1918 гг. обратился к нему со
специальным посланием, в котором, в частности говорилось: “Призываю всех
христиан объединиться в горячих молитвах с Русской Церковью в ее борьбе против
врагов Христа и религии”.
Митрополит Филарет, Председатель
Синодальной Богословской комиссии, в отчетном докладе указывает на те страшные
политические причины, которые привели к созданию Отдела Внешних Церковных
Сношений: “Всероссийский Собор на одном из последних своих заседаний учредил
особый Отдел о соединении Церквей и принял решение: “Считая единение христианских
церквей особенно желательным в переживаемое время напряженной борьбы с
неверием, грубым материализмом и нравственным одичанием, Священный Собор
Русской Православной Церкви... благословляет труды и усилия лиц, работающих над
изысканием пути к единению с названными дружественными Церквами” (Собор имел в
виду англикан и старокатоликов).
“Ради разрешения
трудностей, лежащих на пути к единению, и для возможного содействия скорейшему
достижению конечной цели” (т. е. восстановлению единства и общения) Собор
поручил Синоду образовать постоянную (при Синоде) комиссию с отделениями в
России и за границей (20 сентября 1918 года). Спустя десятилетия это решение
воплотилось в организации Отдела внешних церковных сношений Московского
Патриархата в 1946 году”.
“В 1920 г.
первая конференция “Веры и церковного устройства” проходила с участием
представителей всех поместных Православных Церквей, и закончилась торжественным
православным богослужением в праздник преображения Креста Господня в русском
Женевском Храме.
В том же 1920
году появилось Окружное послание Константинопольской Патриархии ко всем
христианским Церквам с предложением создания содружества для взаимной помощи и
сотрудничества. Так первоначальное экуменическое движение переросло в Лигу
Церквей, давшей впоследствии начало Всемирному Совету Церквей”.
вергнутая в
пучину политических искушений, перед лицом смертельной опасности Церковь искала
помощи у западных христиан. Однако, следует отметить, что РПЦ старалась никогда
при этом не отступать от основных своих принципов и задач, решаемых в трех
уровнях:
1. Духовный
уровень. Православная Церковь является носительницей всей полноты Божественной
Истины и единственной полноправной преемницей древней апостольской Церкви.
Целью “Православного экуменизма” является свидетельство об этой Истине перед
всеми народами и собирание этих народов внутрь Единого Тела Христова;
2. Политический
уровень. В сложных политических ситуациях максимально сохранить Церковь от
уничтожения или разрушения;
3. Социальный уровень. Организовывать
вокруг себя активное общественное служение (особенно в периоды экономических
кризисов, войн).
В период с 1920
по 1927 гг. отдельные православные богословы, религиозные мыслители и иерархи
пытались привнести в эти принципы чуждый Православию дух синкретизма и
обновленчества, но встречали неприятие и отторжение всей полноты РПЦ. Так,
экуменическое богословие протоиерея Сергия Булгакова (ересь софианства),
принимавшего участие в межхристианской конференции в Лозанне в 1927 г., было
дважды официально осуждено соборным решением как за рубежом (1935г.), так и в
России (1937г.).
После 1927 г.
вплоть до начала Великой Отечественной войны РПЦ не имела никаких возможностей
миссионерского или социального служения. Это было время “... иного свидетельства
- свидетельства кровью мучеников и страданиями исповедников, время верности
Христу в безвестном молчании”.
|
Экуменическая литургия во время съезда в Ванкувере в 1983 г. |
Началась Вторая
мировая война. Немалую роль в победе над нацистской Германией и освобождении
Европы от оккупации сыграла русская Церковь, ставшая мощным фактором в деле
пробуждения православно-национального сознания в народе. В результате победы
Советского Союза были созданы предпосылки для возникновения Организации
Объединенных Наций и развития организованного оформления экуменического
движения, инструментом которого стал Всемирный Совет Церквей (1948 г.).
Этот процесс проходил без участия
нашей Церкви, но уже по иным причинам. С одной стороны, послевоенная политика
Сталина резко изменилась по отношению к Церкви. Церковь на короткое время
получила значительную свободу. В последствии даже в конце семидесятых годов
давление государства ощущалось в большей степени, чем после войны. С другой - в
основу политики ВСЦ были заложены чуждые Православной Церкви протестантские
принципы:
Во-первых,
западные экуменисты прежде всего ставят под сомнение православное учение о
Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Они утверждают, будто Церковь
потеряла свое единство и ныне существует лишь в расколах (схизмах) - восточный
раскол, папский раскол, англиканский раскол. Это учение носит название теории
“ветвей”.
Во-вторых,
протестанты подменяют правильное понятие о Церкви как Вселенской определением
некой универсальной невидимой церкви, которая включает в себя невидимо все
христианские и сектантские вероисповедания мира. В дополнение к этим принципам,
разрушающим 9-ый член Никео-Царьградского Символа Веры, понятие апостольского
преемства заменяется понятием о всеобщем “священстве” мирян.
Не удивительно,
что, оказавшись в условиях некоторой свободы исповедания своих убеждений,
русская Церковь не замедлила выразить свое отношение к экуменическому движению.
В июле 1948 г. Московская Патриархия созывает Совещание автокефальных
Православных Церквей и официально отклоняет полученное приглашение участвовать
в Первой генеральной Ассамблее ВСЦ 8 августа 1948 г. в Амстердаме.
На этом совещании экуменическое
движение было определено “как новая попытка построения Вавилонской башни, как
признак очередного заблуждения человечества..., основанного на пороке гордости.
Задачу внутреннего органического объединения на догматической основе оно
заменило внешним механическим объединением”. Показательно, что тогда Московская
Патриархия считала, что экумени ческое движение “чуждо пониманию истинного
церковного единства”, и что пойти навстречу ему, - значило бы “отказаться от
истинного единства церковного... в пространстве и во времени... порвать
непрерывную цепь благодати, связывающую Православную Церковь с Апостолами путем
апостольского преемства... продать хранимое нами сокровище веры за чечевичную
похлебку земных выгод и принять участие в уловлении душ человеческих этими
выгодами” (Деяния и Совещания глав и представителей Автокефальных Православных
Церквей..., т.2, стр.414-415).
|
Экуменическая молитва в
Ново-Валаамском мужском монастыре |
Однако через 10
лет политическое положение резко изменилось. Русская Церковь оказалась перед
фактом новых надвигающихся на нее гонений. И в 1961 г. под натиском советской
власти Синод Московской Патриархии принял решение о вступлении в ВСЦ. Это
произошло на III генеральной Ассамблее ВСЦ в Дели. “Нельзя было конечно не
сознавать, - пишет владыка Филарет, - что правительство желает использовать
церковные инструменты для влияния на западное общественное мнение и на страны
третьего мира. Но и священноначалие пыталось использовать сложившийся момент
для сохранения возможного церковного служения”.
Во Всемирном
Совете Церквей РПЦ столкнулась с полным непониманием со стороны протестантов.
Об этом говорил даже такой сторонник экуменического движения, как Митрополит
Ленинградский Никодим: “Для православного сознания с самого начала было
очевидно, что сотрудничество в ВСЦ, а тем более в нем, неизбежно будет означать
потопление в стихии протестантизма”.
Искусственное
слияние двух мироощущений, двух принципиально разных пониманий экуменического
движения не могло происходить гладко и безболезненно. Наступил длительный
период сложного, не всегда бескомпромиссного пребывания в ВСЦ. В области
социального и общественного служения за 40 лет сделано было очень много. В
религиозном сотрудничестве все обстояло значительно сложнее.
4. История
развития конфликта Православных Церквей и ВСЦ
Полностью описать сотрудничество Православных Церквей с ВСЦ в коротком докладе
не представляется возможным. Мы предлагаем вам несколько ярких примеров
деятельности ВСЦ.
Год 1975.
Декабрь. Кения. V Генеральная Ассамблея ВСЦ в Найроби.
“Молитвенное общение” между
православными и протестантами дошло до такого безобразия, что привело к
возмущению православных делегаций. Послание Священного Синода Московского
Патриархата, направленное в ВСЦ после его V Генеральной Ассамблеи, обличало
искусственное замалчивание вероисповедных различий перед внешним миром,
связанное с опасностью превращения ВСЦ в некую “сверх-церковь”, а также
выражало неприятное изумление православных делегатов “исключением из внешнего
оформления Ассамблеи общехристианских символов” (прежде всего Святого Креста)
(ЖМП, №4, 1976, стр.13).
В том же
Синодальном послании Московской Патриархии порицались проявления нездоровой
мистики, имевшие место на экуменической встрече в Найроби: “На Ассамблее в
моменты ...общественных молитв обнаруживалась искусственно создаваемая
атмосфера экзальтированности, которую некоторые склонны рассматривать как
действие Святого Духа. С православной точки зрения это может квалифицироваться
как возвращение к нехристианскому религиозному мистицизму” (Там же, стр.12).
Год 1983. Июль-август. Канада. 6
Генеральная Ассамблея ВСЦ в Ванкувере.
Происшедшее в
Ванкувере превзошло все мыслимое, ибо вышло за рамки экуменической программы
постепенности. 31 июля была отслужена “экуменическая литургия”, составленная
французским реформистом Максом Турианом и принятая комиссией “Веры и
устройства” в Лиме (Перу) в январе 1982 г. Главным совершителем этой “литургии”
был Кентерберийский архиепископ Рэнси, в сослужении с шестью протестантами, из
коих две женщины-священницы: Каролина Патиазина-Торч (реформатка из Индонезии)
и Элизабет Лидел (лютеранка из Дании). Кроме них в чтении Священного Писания и
произнесении ектений принимали участие и православные, дохалкидонцы и
римокатолики. Немецкий католический епископ Пауль Вернер прочитал Евангелие, а
русский православный епископ Кирилл (Гундяев) произнес следующие слова
прошения: “Помолимся, чтобы мы могли вскоре достигнуть видимого общения в теле
Христовом путем преломления хлеба и благословения чаши вокруг одного стола”
(Canvas, 1.8.1983, р.1,8; ЖМП, 1983, №9, стр.54).
Там же был
предложен для принятия согласительный документ КЕС, в котором говорится, что
церкви ВСЦ пришли к полному и всецелому взаимному признанию трех таинств:
крещения, евхаристии, служения (священства). Реформатские церкви отнеслись к
КЕС очень сдержанно. Напротив, Константинопольский Патриарх Димитрий активно
приветствовал это абсолютно протестантское положение.
Впервые за
35-летнюю историю ВСЦ на Ассамблею были приглашены в качестве гостей и
докладчиков представители пяти религий: иудейской, мусульманской, индуистской,
буддийской и сикхийской. Участники Ассамблеи воздвигли огромного 15-метрового
идола-тотема индийского племени, подаренного канадскими идолопоклонниками ВСЦ
(Canvas, issue N6, Vancouver, 30.7.1983, p1).
На Ассамблее
было узаконено женское священство. Всемирный совет выпускает “перевод”
Священного Писания, где в угоду женскому священству “очищает” Слово Божие от
“сексизма”, убрав из святой Библии места, где “преимущества” отдаются тому или
иному полу. В новом “переводе” богохульные изменения внесены в такие
неприкосновенные словосочетания, как “Бог-Отец”, вместо которого говорится “Бог
Отец/Мать”; “Сын Человеческий” заменен “лишенным сексизма” выражением “Дитя
человеческое”; “Царство Божие” заменено словами “Сфера Божия”; “Господь”
(Lord-мужского рода) изгнан из Священного Писания и заменен словом “Суверен”
(Sovereign One-среднего рода). Вместо “Господь Бог” в новом “переводе” читается
“Бог-Суверен”.