Университетская ул., 2

30. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ и ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

(единоверческие)

 

Первые единоверческие храмы в России были открыты в 1800 г. Они принадлежали господствующей церкви, но службы и таинства в них соверша­лись по старым, дониконовским обрядам и по книгам, напечатанным в соответствии со старыми образцами. Единоверие первоначально было комп­ромиссом между наиболее умеренными старообрядцами-поповцами и влас­тями, но позже, при Николае I стало формой борьбы со старообрядчеством — монастыри и храмы беглопоповцев стали обращать в единоверческие.

На участке нынешней Никольской церкви в годы правления Екатерины П, когда отношение к старообрядцам было более или менее терпимым, была выстроена каменная церковь в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость", принадлежавшая старообрядцам-поповцам. В Казани ее чаще называли Коровинской часовней. В храме служили беглые из господствующей церкви священники, наиболее известен служивший здесь в 20-40 гг. ХГХ в. иеромонах Иларий (ум. 1848), перешедший к старообрядцам из казанского Спасо-Преображенского монастыря.

В годы правления Николая I распространенным способом искорене­ния старообрядческих храмов было многолетнее запрещение со стороны строительных властей на ремонтные работы, а потом закрытие храмов под предлогом ветхости. Так произошло и в Казани: в 1852г. "Коровинская часовня" была запечатана. Эту процедуру проводил специально приехав­ший из Санкт-Петербурга чиновник по делам раскола П.И. Мельников, впоследствии известный писатель Мельников-Печерский. Многие из старообрядцев, виденных им в Казани, стали прототипами героев его романов "В лесах" и "На горах".

В 185 8-1862 гг. купцы-старообрядцы, принявшие к этому времени Бело-криницкую иерархию, Арсении Кондратьевич Подуруев (1821-1863), Иван Игнатьевич Рязанов (1790-1861), Яков Петрович Жиров (1814-1864) постро­или вместо снесенного новый однопрестольный каменный храм, использовав в качестве основы стоявший на углу улиц Университетской и Правобулачной каменный флигель. Однако храм был фактически конфискован, обращен в единоверческий и освящен во имя Святителя и Чудотворца Николы В 1870 г на средства консистории и прихожан рядом был выстроен еще один храм, зимний, освященный в честь Преображения Господня и занявший место снесенной Коровинской часовни Еще в 1878г. архитектор ПИ Романов составил проект придела Спасо-Преображенского храма, фасадом выходящего на ул. Универси­тетскую. Но этот проект был осуществлен лишь в 1905 г.

Оба храма сохранились. О былом назначении сильно перестроенной Никольской церкви напоминает лишь сохранившаяся апсида на углу улиц Университетской и Правобупачной Преображенский храм, расположенный дальше по Университетской, также потерял признаки культового здания, но его фасад сохранил пышный декор в стиле эклектики псевдорусского направления. В настоящее время в нем расположен Радиокомитет.

В 1884-1908 гг. священником Никольского единоверческого храма слу­жил Михаил Николаевич Мансуров (1852—1918), выпускник Казанского духовного училища 1871 г (он был расстрелян красными в Кукморе), в 1908-1918 гг. - Иван Андреевич Чижов (1866-?), сын крестьянина, самоучка, с 1892 г.  служивший здесь же дьяконом.

Hosted by uCoz