Баумана ул., 2
7. ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МУЖСКОЙ
МОНАСТЫРЬ
Монастырь основан в конце 60-х гг. XVI в. как подворье Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря. С 1595г. существует как самостоятельный монастырь. Все деревянные храмы и другие строения сгорели в пожаре 1649г. В 1649-1652 гг. на средства торгового человека Гостиной сотни (привилегированной столичной корпорации) Гавриила Федоровича Антипина весь монастырь был отстроен заново из камня и кирпича:
построены летняя церковь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, зимняя Введенская церковь, колокольня, жилые корпуса и хозяйственные постройки. Сильно пострадал монастырь и в пожаре 1815г. -сгорело все, кроме зимней церкви. К 1819г. все строения восстановлены на пожертвования горожан (53 тыс. рублей) и императора Александра I (5 тыс. рублей).
В 1886г. по настоянию казанского архиепископа Палладия (Раева), несмотря на протесты горожан и ценителей старины, была снесена летняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, являвшаяся ярким памятником архитектуры. В советское время снесена новая Предтеченская церковь постройки 1887-1892 гг., уничтожена также стена с главными воротами, располагавшаяся вдоль спуска с площади перед Спасской башней Кремля к нынешней улице Баумана.
Сохранились следующие постройки:
1. Теплая однопрестольная Введенская церковь (на стороне, выходящей к кинотеатру "Спутник" и к ул. Профсоюзной), построенная около 1650г.— бесстолпный пятиглавый храм на подклете, созданный в традициях русской архитектуры XVII в. В ныне существующем монастыре освящена во имя Иоанна Предтечи.
2. Невысокая трехъярусная колокольня, построенная около 1650 г. в центре монастырской территории.
3. Трехэтажный корпус келий, пристроенный к Введенской церкви (напротив кинотеатра "Спутник")
4 Двухэтажный корпус келий, выходящий к Гостиному двору. Оба корпуса построены, вероятно, в XVII в , а перестроены в 1815-1819 гг.
5. Двухэтажный настоятельский корпус, выходящий фасадом на ул. Баумана. Построен в 1895-1896 гг. по проекту П.М. Тюфилина.
Иоанно-Предтеченский монастырь всегда был сравнительно невелик и не привлекал большого числа паломников. Его главной святыней была икона Святого Германа с частицей мощей. Герман, будучи настоятелем Свияжского монастыря, основал его подворье в Казани, из которого и вырос монастырь Иоанна Предтечи. В конце XIX - начале XX вв. в монастыре хранились древние иконы из сгоревших в XVII в монастырских храмов - Рождества Иоанна Предтечи, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Проповеди Предтечи, Архангела Гавриила. После 1764 г. монастырь оказался за штатом и его существование поддерживалось в основном благодаря пожертвованиям казанских купцов. Неоднократно ставился вопрос о его закрытии
В 1800—1802 гг. настоятелем был архимандрит Иакинф (Бичурин) (1777-1853), впоследствии знаменитый ученый-китаевед.
В 1837-1844 гг. должность настоятеля занимал другой известный китаевед, преемник Иакинфа на должности настоятеля Духовной миссии в Пекине архимандрит Даниил (Дмитрий Сивиллов) (1798-1871), являвшийся одновременно профессором по кафедре китайского языка Казанского университета.
В 1885—1909 гг. настоятелем был архимандрит Экзакустодиан (Евгений Каменский) (1831-1909), сын священника, выпускник Вологодской духовной семинарии, в монашестве с 1867 г, переведен в Казань после настоятельства в Спасо-Каменном и Григорьево-Пельшемском монастырях Вологодской епархии. При нем монастырь, находившийся на грани распада, превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе. Заслугой Экзакустодиана является сбор средств и организация строительства нового храма и настоятельского корпуса - наиболее крупные взносы сделали купец М.И. Попов (7 тыс. рублей) и мещанин В И Шорин (6 тыс рублей).
В 1918г., Иоанно-Предтеченский монастырь стал местом пребывания епархиального управления (после изгнания его из Кремля), здесь жил митрополит Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 г и погибший в ссылке. Позже монастырь стал центром епархии обновленцев. Закрыт в 1929г, вновь действует с 1992г.