Арское кладбище
6. ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ ЦЕРКОВЬ
Двухпрестольный каменный храм построен в 1796г. Придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 30-40-е гг. XIX в. храм перестраивался. В 1831 г. был возобновлен и заново освящен главный престол, к 1843 г. построен левый придел во имя Святителя Никифора Патриарха Цареградского. К 1844г. перестроен правый придел, теперь он был освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, Льва Папы Римского и Святой Преподобной Марфы. К этому же году построена и новая колокольня (ее проект был утвержден в 1833г.). Автор проектов приделов и колокольни—архитектор Фома Иванович Петонди.
Средних размеров храм, в архитектуре которого сочетаются элементы классицизма и византийского стиля проектов К. Тона, которыми обязан был руководствоваться Петонди.
Постройка и реконструкция проводились на средства, выделенные городским обществом. В дореволюционное время храм выполнял функции кладбищенской церкви и не имел прихода. Здесь обычно служили вдовые священники, переводимые из сельских приходов в награду за заслуги. Причт жил в церковном доме - в 40-е гг. XIX в. вместо деревянного был построен двухэтажный каменный дом, и сейчас стоящий на главной аллее к югу от церкви.
У алтаря церкви сохранились могилы многих здешних священнослужителей. На входной стороне у левого придела-могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (1823-1868), у правого придела—выдающегося миссионера и просветителя Николая Ивановича Ильминского (1822-1891).
В советское время роль кладбищенской церкви Ярославских Чудотворцев в истории церкви в Казани была весьма велика. До 1925 г. она оставалась приписной к кафедральному собору, потом стала приходской. В 1934г. несмотря на протесты верующих и духовенства, передана обновленцам. К концу 30-х гг., когда почти все монастыри и храмы были закрыты, в церкви на кладбище сосредоточились почти все святыни епархии-мощи Святителя Гурия, чудотворные иконы Седмиозерной Смоленской Божьей Матери и Грузинской Божьей Матери, особо чтимые храмовые иконы из городских храмов. В последние годы многие из этих святынь вернулись на прежние места или переданы в Петропавловский собор.