Треугольник, образованный улицами Большой Красной, Нагорной, Красина

12. КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. В начале июля 1579 г. в Казани был большой пожар, выгорел и район, прилегавший к Кремлю с северо-востока. Двенадцатилетней девочке Марфе Онучиной, дочери казанского стрельца (судя по фамилии, скорее стрелецкого головы или сотника из дворян) Данилы было видение, что на пепелище двора Онучиных находится чудотворная икона. 8 июля Марфа обнаружила ее на глубине более аршина. Икона сразу привлекла внимание, была увезена в Москву, а позже по указу царя Федора Иоанновича возвращена в Казань,и на месте ее обретения около 1591 г. был основан Богородицкий девичий монастырь. Уже в конце XVI в. икона Казанской Божьей Матери была известна по всей России, но особую славу она приобрела в "смутное время". Казанский отряд, отправившийся в 1611 г. в ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске Минина и Пожарского. С иконой Казанской Божьей Матери связывалось освобождение Москвы и утверждение династии Романовых. Список с иконы был помещен в построенном на Красной площади Казанском соборе. С этого времени чудотворная икона Казанской Божьей Матери стала самой почитаемой в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь. Паломничество в Казань приобрело массовый характер. С иконой Казанской Божьей Матери связывалась и победа в Отечественной войне 1812 г.  Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победе в этой войне.

Судьба иконы, к сожалению, трагична. В ночь на 29 июня 1904 г. икона Казанской Божьей Матери и стоящая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены из-за драгоценных окладов. Похитители вскоре были арестованы, но сами иконы, по показаниям преступников, были ими сожжены. Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божьей Матери Паммакристы ("Всеблаженнейшей"). В 1910-1913 гг. в подземелье под собором на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери была выстроена Рождественско-Богородицкая церковь, а непосредственно там, где лежала икона-часовня (освящены 20 июня 1913 г.). Великая княгиня Елизавета Федоровна (канонизирована Русской Православной церковью в 1991 г.), на чьи средства были постро­ены церковь и часовня, присутствовала и при закладке, и при освящении храма.

Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков).

Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX в. занял обширный непра­вильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Красной (Большой Казанской), Красина (Поперечно-Казанской), Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. Древнейшие здания монас­тыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX в. К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником рус­ского классицизма, где и находилась чудотворная икона. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 гг. по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова под наблюдением казанского архитекто­ра Филиппа Емельяновича Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798г. присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808г. храм был расписан и освящен. Сейчас на месте собора находятся корпуса табачной фабрики.

Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 мет­ров, построенная, скорее всего, в первой половине XVII в. Сейчас на ее месте площадка перед проходной табачной фабрики.

Постройка табачной фабрики, общежития КАИ на углу Большой Красной и Красина и жилых домов в западной части монастыря разруши­ли цельность архитектурного ансамбля, но ряд построек сохранился:

1. Церковь Николы (Николая) Тульского расположена в той части монастыря, которая выходит на ул. Нагорную. Приходская Николо-Тульская

церковь существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери (построена, вероятно, выходцами из Тулы, которых было много среди первых русских поселенцев в Казани). Именно в этой церкви икона находилась в первые месяцы после обретения. Вместо нее в 1686 г. были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742г. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803г. из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре была снесена. По проекту, составленному в 1806г. архитектором Яковом Михай­ловичем Шелковниковым в 1810-1816 гг. построен новый Николо-Тульский храм. По архитектуре он был двухпрестольным, но еще два престола находились на хорах. Церковь Николы Тульского служила зимним собором монастыря, в ней зимой находилась и чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Храм сохранился в сильно перестроенном виде.

2. Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большой Красной, служила надвратной церковью до того, как была построена новая ограда и церковь оказалась в глубине территории монасты­ря. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. Начатый в 1807г. храм, еще не будучи достроен, в 1815г. сильно пострадал в пожаре. Его строительство завершилось лишь к 1825 г. (на средства дворян Мусиных-Пушкиных) и храм был освящен. Существует, однако, мнение что ныне существующая Софийская церковь в первой четверти XIX в. лишь восста­навливалась, а построена она намного раньше, вероятно еще в конце XVII -начале XVIII вв., о чем свидетельствуют ее архитектурные формы и декор, явно архаичные для начала XIX в. В 1993 г. Софийская церковь возвращена верующим и действует как приходская.

3. "Южный" корпус с Крестовоздвиженской церковью. Построен в 1882—1887гг. Двухэтажное здание с купольным этажом, выстроенное в стиле классицизма, почти полностью по облику совпадающее с Никольс­ким собором. В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах-общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больни­ца, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале-пекарня и квасная. Сейчас здесь расположен филологический факультет педагогического университета.

4 "Настоятельский" и "Никольский" корпуса, полукругом охватывающие собор. В этих корпусах жила основная часть монахинь и послушниц. Покои настоятельницы находились в одноименном корпусе, расположенном ближе к Пятницкой церкви. Проект корпусов составил Яков Михайлович Шелковников Корпуса строились очень долго, "Настоятельский" с 1810 по 1832 год, "Николь­ский" с 1832 по 1843 год, и наблюдавший за постройками архитектор ФИ. Петонди внес в проекты существенные изменения.

5. Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на ул. Большую Красную по правую руку от ворот, построенный в 1803-1807 гг., вероятно, также по проекту Я.М. Шелковникова и перестроенный в 1855г. В здании в разные годы находились гостиница, больница и другие службы монастыря.

6. Небольшой одноэтажный корпус рядом с Софийской церковью, построен в 1816г. В нем до постройки южного корпуса была трапезная, позже — кельи.

7. Корпус церковно-приходской школы и золотошвейной мастерской, построенный в 1895-1896 гг. по проекту Ф.Н. Малиновского во дворе, по правую руку от "Южного" корпуса. В школе учились, в основном, сироты из монастырского приюта.

8. Стены и ворота. Каменной стеной монастырь был окружен в 1803 г. В 1820-е гг. по проекту архитектора П.Г. Пятницкого стены были перестроены. Ныне стоящие главные ворота монастыря были сооружены по проекту, утвержденному Александром I в 1810г. (вероятно, архитектора Я.М. Шелко­вникова, по другим данным-построены П.Г. Пятницким).

По легенде, первой настоятельницей монашеской общины, возникшей сразу после обретения иконы, была обнаружившая ее Марфа Онучина, в монашестве Матрена, но достоверных данных об этом не сохранилось. При царе Федоре Иоанновиче, когда монастырь приобрел официальный статус и был построен собор, общиной руководила игуменья Мария. К числу настоятельниц, оставивших заметный след в истории монастыря, принадлежали:

В 1795-1807 гг.-игуменья София (княжна Любовь Борисовна Болхов-ская, ум. 1807), происходившая из состоятельных казанских дворян и пользовавшаяся большим влиянием и уважением в городе. При ней в монастыре велись большие строительные работы и были составлены планы, по'которым монастырь строился уже после ее смерти. В 1798г. ее гостями были император Павел I и великие князья.

В 1807-1822 гг.-игуменья Назарета (ум. 1827), переведена в Казань из настоятельниц Тверского Христо-Рождественского монастыря. В 1821 г. в Санкт-Петербурге встречалась с Александром I и его супругой Елизаветой Алексеевной. Выдвигавшиеся против Назарета гражданскими и церковны­ми властями обвинения в самоуправстве не подтвердились. Переведена в Московский Алексеевский монастырь.

В 1826-1846 гг. -игуменья Евпраксия, переведена из Свияжского Иоан-но-Предтеченского монастыря. При Евпраксии были построены новые жилые корпуса. По прошению уволена на покой и уехала в родной Симбирский Спасский монастырь.

В 1849-1865 гг. -игуменья Дорофея (Веревкина, ум. 1865), переведена из Тверского Христо-Рождественского монастыря, происходила из тверских дворян.

Все ниженазванные настоятельницы — сироты, воспитывавшиеся в Богородицком монастыре с раннего детства.

В 1867-1880 гг.-игуменья Анфия (Тюлькина, ум. 1880)-дочь отстав­ного унтер-офицера. Была известна как выдающаяся вышивальщица риз, до настоятельства много лет руководила вышивальной мастерской. При ней в монастыре большое внимание уделялось ремеслам.

В 1890-1903 гг.-игуменья Серафима (Анна Петровна Воскресенская, ум. 1903), дочь псаломщика Казанской епархии.

В 1904-1910гг.-И1уменья Маргарита (Мария Михайловна Максорова), дочь дьякона. На ее долю выпали беды, связанные с похищением иконы Казанской Божьей Матери. Уволена на покой по прошению.

В 1910-1922 и далее-игуменья Варвара (Елизавета Павловна Клесова), из мещан г. Оренбурга.

В монастыре, имевшем четыре храма, был довольно большой причт -в XIX-начале XX вв. обычно было четыре протоиерея и священника. Назначение в Богородицкий монастырь было весьма почетным, кандида­туры тщательно отбирались среди священников, служивших уже много лет и имевших безупречную репутацию. Наибольшим уважением мона­хинь и посетителей пользовались служившие в монастыре:

В 1854-1869 гг. протоиерей Флегонт Талантов (ум. 1869), выпускник Московской духовной академии 1820г., до назначения в монастырь 30 лет преподавал в Казанской семинарии и в университете.

В 1832-1873 гг.-священник Петр Фомич Воскресенский (1805-1873), выпускник Казанской духовной семинарии 1826г.

В> 1847-1874 гг.-протоиерей Петр Васильевич Масловский, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, до назначения в монастырь много лет служил смотрителем Чистопольского духовного училища. Умер во время службы перед чудотворной иконой Казанской Божьей Матери.

В 1*873-1906 гг.-священник Александр Александрович Нелидов (ум. 1909), выпускник Казанской духовной семинарии 1848г.

В 1887-1905 гг. - протоиерей Василий Степанович Братолюбов (ум. 1909), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии 1867г., до назначения в монастырь много лет преподавал во 2-й казанской гимназии. В 1909г. был удостоен редкой для священника награды-его жене и детям пожаловано потомственное дворянство.

В 1905-1912 гг.-протоиерей Александр Федорович Зеленецкий (ум. 1915), выпускник Казанской духовной академии 1868г., до назна­чения в монастырь служил в Кафедральном соборе. Написал самый подробный исторический труд о монастыре.

До 1881 г. причт жил в деревянных зданиях, расположенных в запад­ной части монастыря, в Пятницком переулке, ас 1881г. разместился в большом доме на ул. Большой Красной (Казанской), купленном монасты­рем у купца Семена Борисовича Мурзаева (ныне Большая Красная, 10).

Настоятельницы монастыря и священники, умершие в период служ­бы, были похоронены на небольшом монастырском кладбище у алтаря собора (не сохранилось), а монахинь обычно хоронили на кладбище Кизического монастыря (не сохранилось).

Монастырь был одним из самых многолюдных в России. Так на конец 1917г. в нем было 2 игуменьи, 63 монахини, 238 рясофорных послушниц, 176 белиц и 30 сирот, воспитывавшихся в монастыре. К моменту закрытия в 1929г. численность монашеской общины превышала 200 человек.

 

Hosted by uCoz