Ершова ул., 4, 6

 

18. КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

"Старая" Казанская духовная академия, существовавшая в 1797-1818 гг., находилась в зданиях, где до и после нее располагалась духовная семинария (подробнее о ней см. в статье о семинарии).

В 1842 г. по указу Синода в Казани вновь была открыта духовная академия. В 1842-1844 гг. она помещалась в Спасо-Преображенском мо­настыре, в 1844-1848 гг.-в Казанском подворье на Проломной улице (ныне-сильно перестроенное в начале XX в. здание гостиницы "Казань"). В 1848г. академия переехала в собственное здание (ныне ул. Ершова, 4-6), где и находилась до августа 1917 г. Была выселена Временным правительством (в здании разместился эвакуированный из Пскова кадетс­кий корпус). В 1917-1918 гг. занятия продолжались в разных помещениях,

в основном в здании духовной семинарии, в 1918г. прошли последние выпускные экзамены и защиты магистерских сочинений, выданы последние дипломы. После возвращения в Казань красных, многие преподаватели продолжали занятия с бывшими студентами, но академии уже не было.

Духовная академия занимала целый квартал, ограниченный сейчас улицами Ершова, Вишневского, Чехова, Шмидта. По проекту архитектора Александра Ивановича Песке в 1843-1849 гг. был построен комплекс зданий. На Арское поле (ныне ул. Ершова) выходили два двухэтажных флигеля на углах академического квартала. Они были соединены высокой оградой на кирпичных столбах с воротами в центре. В глубине за оградой расположился трехэтажный главный корпус. Обширное пространство между главным корпусом и ул. Первой Солдатской (ныне Шмидта) занял акаде­мический парк. В 1871-1873 гг. были расширены флигеля, их лицевые фасады на Арское поле остались прежними, а боковые увеличены с 4 до 16 окон. В 1887—1889гг. был увеличен более чем вдвое главный корпус, к нему были пристроены два крыла, по фасаду стало 40 окон вместо двадцати, здание из прямоугольного стало П-образным.

Сейчас в зданиях бывшей академии находится ряд учреждений здравоохранения.

Казанская духовная академия - четвертая и последняя по счету в России (после Киевской, Московской, Санкт-Петербургской). Она пред­ставляла собой высшее духовное учебное заведение, находившееся в ведении Русской православной церкви. Число студентов в ней в разные годьр" составляло от 60 до 300 человек.

В число студентов принимались выпускники первого разряда (т.е. отличники) из духовных семинарий, в основном Поволжья и Сибири, но часто и из других регионов. В академии училось немало иностранных студентов - представителей православных церквей из Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории, Японии. Отличного аттестата было мало—абитуриенты сдавали сложные вступи­тельные экзамены. Срок обучения составлял 4 года.

Большинство студентов не имели духовного звания, но были среди них и белые священники и монахи, многие постригались в самой акаде­мии. Духовная академия была закрытым учебным заведением, за редким исключением студенты жили здесь же, в главном корпусе.

Обучение в академии не только давало обширные знания, но и обеспечивало выпускникам хорошую карьеру-как минимум преподава­теля духовной семинарии, многие преподавали в вузах, гимназиях, служи­ли в ведомствах народного просвещения и православного вероисповеда­ния. Священники с академическим образованием, как правило, очень

скоро получали звание протоиерея, и если не служили по учебной части, то были настоятелями церквей в больших городах или соборов в уездах (в Казани во второй половине XIX-начале XX вв. большинство городских священников были выпускниками Казанской академии). Студенты и вы­пускники, постригшиеся в монахи, как правило, становились со временем епископами

Ректоры Казанской духовной академии:

1842-1844-архимандрит Иоанн (Оболенский) (ум 1851), выпускник Киевской духовной академии, умер настоятелем монастыря в Смоленске.

1844-1851-архимандрит Григорий (Николай Васильевич Митькевич) (1807-1881), выпускник Киевской духовной академии, очень хороший администратор, его стараниями построены здания на Арском поле. Изве­стный богослов, славился аскетизмом и честностью, в 1851-1881-епис­коп, позже архиепископ Калужский

1852-1854-архимандрит Парфений (Петр Тихонович Попов) (ум. 1873), выпускник Киевской духовной академии, видный специалист в области догматического богословия, после 1854 викарный епископ в Сибири, умер епископом Иркутским

1854-1857-архимандрит Агафангел (Алексей Федорович Соловьев) (1812-1876), выпускник Московской духовной академии, после 1857 епис­коп Вятский, архиепископ Волынский

1857-1864-архимандрит Иоанн (Владимир Сергеевич Соколов) (1818-1896), выпускник Московской духовной академии, выдающийся специа­лист в области догматического богословия, автор множества работ, умер епископом Смоленским

1864-1867 - архимандрит Иннокентий (Иван Матвеевич Новгородов) (1823-1868)

1868—1871 —архимандрит Никанор (Александр Бровкович) (1828—1891), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, видный богослов и церковный публицист, пользовался большой популярностью как препода­ватель и наставник, после 1871 г епископ Кишиневский, Уфимский, архиепископ Одесский

1871-1895-протоиерей Александр Поликарпович Владимирский (1821-1906), выпускник КДА 1846 г, доктор богословия, в 1850-1871 гг профес­сор Казанского университета, видный специалист по логике и психологии, его правление-эпоха в жизни академии Умер в Казани на покое.

1895-1900-архимандрит (с 1897-епископ, позже митрополит) Анто­ний (Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1963), из дворян, выпускник Санкт-петербургской духовной академии. Ему удалось очень повысить статус и популярность Казанской академии. В 1917г. он—кандидат в патриархи, в 1921 г основал и до 1963 г возглавлял Русскую зарубежную православную церковь1900-1905 - епископ Алексий      (Алексей Васильевич Молчанов)

(ум 1914) (окончил КДА в 1887г.),     после 1905-епископ Таврический, митрополит-экзарх Грузии.

1905-1912-епископ Алексий (Анемподист Яковлевич Дородницын) (ум. 1918), выпускник Московской духовной академии.

1912-1913-епископ Анастасий (Александр Иванович Александров) (1860-1918) Более известен под мирским именем как ученый-языковед Сын священника с. Байтерякова (ныне Лаишевского района) (позже его отец-протоиерей в Мамадыше и Казани), выпускник историко-филологи-ческого факультета Казанского университета, профессор Казанского уни­верситета, в 1909-1910 исполняющий должность ректора, с 1910 г.-в монашестве, профессор Казанской духовной академии, после 1913-рек­тор Санкт-петербургской духовной академии.

1913—1918—епископ Анатолий (Грисюк) (1880-1936), выпускник Киевской духовной академии, впоследствии митрополит Одесский, умер в советской тюрьме

Казанская духовная академия на протяжении всей ее истории была крупным научным центром в разных областях знания, среди ее преподавате­лей - многие видные ученые, выпускники столичных академий и университетов.

Богословы, церковные правоведы и историки- Александр Матвеевич Бухарев (в иночестве Федор, позже расстригся) (1822-1871), Василий Васильевич Миротворцев (1832-1891), Хрисанф (Владимир Николаевич Ретивцев) (1832-1883), Николай Иванович Ивановский (1840-1913), Нико­лай Павлович Рождественский (1840-1882), Александр Федорович Гусев (1842-1914), Сергей Александрович Терновский (1848-1916)

Востоковеды: арабист и исламовед Гордий Семенович Саблуков (1804-1880), монголовед Александр Васильевич Попов (1808-1880), тюрко­лог Николай Федорович Катанов (1862-1922)

В академии преподавал видный публицист демократического направ­ления Григорий Захарович Елисеев (1821-1891).

Многие видные ученые, преподававшие в Академии, были ее выпус­книками Богословы- Иван Михайлович Добротворский (1832-1883) (вы­пускник 1856 г), Михаил Иванович Богословский (1841-?) (вьшускник 1864 г), Евлампий Андреевич Будрин (1842-?) (выпускник 1866г.), Николай Яковле­вич Беляев (ум 1894) (выпускник 1868г), Яков Алексеевич Богородский (1841-?) (выпускник 1868г.), Николай Фомич Красносеяьцев (1845-?) (выпус­кник 1872г.), Павел Александрович Юнгеров (1856-?) (выпускник 1879г.) Церковный правовед Илья Степанович Бердников (1839-1915) (выпускник 1868г) Историки- протоиерей Петр Васильевич Знаменский (1836-1917),

Иван Михайлович Покровский (1865-1941) (выпускник 1895г.). Византи­нист Федор Афанасьевич Курганов (1844-1920) (выпускник 1870г.). Фило­софы: Вениамин Алексеевич Снегирев (1841-1889) (выпускник 1868г.), Виктор Иванович Несмелов (1863-1937) (выпускник 1887г.). Востоковеды и этнографы: Николай Иванович Ильминский (1822-1891) (выпускник 1846 г.), монголовед Алексей Александрович Бобровников (1821-1865) (выпускник 1847 г.), тюрколог, этнограф, историк народов Поволжья и миссионер протоиерей Ефим Александрович Малов (выпускник 1862г), палестинский араб, автор полного арабско-русского словаря Пантелеймон Крестович Жузе (1871-1942) (выпускник 1896г.). Филологи: Иван Яковле­вич Порфирьев (1823-1899), Алексей Александрович Царевский (1855-? ).

Выпускники Казанской духовной академии проявили себя в разных сферах деятельности. Многие из них стали иерархами Русской православ­ной церкви (в XIX-начале XX вв. академическое образование было почти обязательным для кандидатов на хиротонию).

Среди выпускников Казанской академии было двое будущих митропо­литов Санкт-Петербургских, высших духовных лиц в дореволюционной России:

Палладий (Павел Иванович Раев) (1827-1898), выпускник КДА 1852 г, в монашестве с 1861 г, епископ с 1866 г, в 1882-1887 гг. архиепископ Казанский, в 1887-1892 гг-митрополит, экзарх Грузии, с 1892 г.-митропо­лит Санкт-Петербургский. Прославился как хороший администратор и проповедник, автор многих богословских сочинений.

Антоний (Александр Васильевич Вадковский) (1846-1913), выпускник КДА 1870г., после окончания работал здесь же, стал доктором богословия и профес­сором, постригся в 1883 г после смерти жены и двоих детей, с 1887г. епископ, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, с 1892г. архиепископ Финлянд­ский, с 1900г. митрополит Санкг-Петербургский.

Другие известные иерархи, вышедшие из Казанской академии:

Никанор (Никифор Тимофеевич Каменский) (1847-1910), выпускник КДА 1879г., видный богослов и проповедник, историк-краевед, в 1908-1920 гг. архиепископ Казанский (подробнее см. в статье о Духовной семинарии).

Вениамин (Василий Антонович Благонравов) (1825—1892), с 1862г. викарный епископ Селенгинский, с 1868г. епископ Камчатский, с 1878г. епископ Иркутский—видный сибирский миссионер и этнограф.

Борис (Владимир Владимирович Плотников) (1855-?), выпускник КДА 1880г., по окончании академии был в ней профессором, с 1886г. в монашестве, с 1899г.—епископ, был ректором Санкт-петербургской духовной академии, председателем училищного совета Синода, видный публицист, филолог, бого­слов, администратор, играл видную роль в жизни церкви и в советское время

Симеон (Семен Иванович Шлеев) (ум 1921), выпускник КДА 1899г -видный деятель единоверия, с 1918г.—первый единоверческий епископ.

Число выпускников академии, достигших сана епископа, составляет не меньше пятидесяти (так, на 1902г. в списке российских иерархов их было 11). Выше мы назвали самых известных в дореволюционные время Некоторые выпускники Казанской академии были видными деятелями церкви и в Советском Союзе'

Иоанн (Виктор Поярков) (1883-1933), выпускник КДА 1909 г.-с 1923г. епископ Уфимский.

Ириней (Михаил Александрович Шульмин) (1893-1937), выпускник КДА 1918г, епископ Мамадышский, позже архиепископ Казанский, реп­рессирован.

Феодор (Александр Васильевич Поздеевский) (1876-конец 40-х гг XX в.), выпускник КДА 1900г, с 1909г. епископ и ректор Московской духовной академии, в советское время митрополит

Вышеперечисленные иерархи принадлежали к официальной ("тихо­новской") церкви. Кроме того, выпускником Казанской академии был видный деятель обновленчества епископ Вениамин (Василий Антонович Муратовский) (1855-1936), выпускник КДА 1896г.

Из Казанской духовной академии вышли два видных деятеля старооб­рядческих церквей:

Михаил (Семенов) (ум 1916), выпускник КДА 1902г., был профессо­ром Санкт-петербургской духовной академии, архимандритом, в 1907г. пере­шел в Старообрядческую церковь Белокриницкой иерархии и рукополо­жен в сан епископа Назывался епископом Канадским, хотя до конца жизни жил в России. Видный старообрядческий публицист и богослов, пользовавшийся большим авторитетом.

Никола (до перехода к старообрядцам - Николай) (Петр Васильевич Позднев) (ум 1934), выпускник КДА 1901г., был "тихоновским" еписко­пом Саратовским, в 1923 г перешел к старообрядцам, был основателем существующей и сейчас иерархии Древлеправославной церкви (бывших беглопоповцев)

Из Казанской академии вышло немало видных ученых. Выше уже назывались те, кто продолжал научную деятельность в ее стенах, но многие выпускники стали преподавателями других высших и средних учебных заведений, продолжали педагогическую и научную деятельность и в советское время. Самые известные из них выдающийся ученый-историк Афанасий ПрОкопьевич Щапов (1831-1876) (выпускник КДА 1856 г), палеограф, языковед, филолог Александр Ильич Лилов (1832-1890) (выпускник КДА 1860г), арабист и исламовед Михаил Александрович

Машанов (выпускник КДА 1876 г.), удмуртский и русский историк и краевед Павел Николаевич Луппов (1867-1949) (учился в КДА в 1886-1889 гг., не закончил), миссионер и этнограф Дмитрий Яковлевич Коблов (1876-?) (выпускник КДА 1901 г.), чувашский этнограф и историк Николай Васильевич Никольский (1878-1961) (выпускник КДА 1903г.).

Список знаменитых людей, так или иначе связанных с Казанской Духовной Академией, разумеется, далеко не исчерпывающий.

 

Hosted by uCoz