Кремлевская ул., 4
22. КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
В начале XX в. в России было 58 духовных семинарий,
казанская основана в числе первых.
Указом Петра I от 6 октября 1722г. казанскому
митрополиту Тихону предписывалось открыть в Казани Славяно-греко-латинскую
школу для подготовки священнослужителей Она была открыта в 1723 г., а в 1733 г.
переименована в семинарию. В 1797г. по указу Павла I на базе семинарии
образована Казанская духовная академия, которая включала все ступени духовного
образования от начальной до высшей и, по сути, мало чем отличалась от
семинарии. В 1818г. академия вновь преобразована в семинарию, просуществовавшую
до 1918г. До 1829г. семинария соединяла начальное и среднее духовное
образование. В 1829г. в епархии были созданы духовные училища и в семинарии
остались только средние классы.
Большинство учащихся и преподавателей всегда жило в зданиях семинарии, хотя она и не была совершенно закрытым учебным заведением
В 1734-1742 гг. построены три двухэтажных корпуса
семинарии недалеко от Петропавловского собора. Земля и деньги завещаны
знаменитым купцом И.А. Михляевым (см. статью "Петропавловский
собор"). Ранее, в 1723—1733 гг., семинария находилась в помещениях
Казанского Федоровского монастыря, а в 1733-1735 гг.-в Зилантовом монастыре.
Корпуса семинарии (академии) в XVII-первой половине XDC в. часто перестраивались и столь же часто горели.
В 1735 г. семинария разместилась в выстроенных первых
этажах, а в 1742 г., вскоре после завершения строительства, здания были сильно
повреждены пожаром. Кроме того, семинария горела в 1759, 1762, 1765, 1774,
1797, 1815гг. К 1842г. все три корпуса были трехэтажными. Корпус на углу улиц
Кремлевской и Чернышевского, где жили преподаватели— "учительский".
Центральный корпус, выходящий на улицу Воскресенскую (ныне
Кремлевская)-занимали учебные помещения, церковь, библиотека. Корпус именовался
"лукинским" в честь архиепископа Луки (Конашевича), которому
принадлежала основная заслуга в строительстве семинарии. Корпус на углу
Воскресенской и Петропавловского переулка (ул. Джалиля)
-"ученический", здесь жили семинаристы.
В 1842г. здания сильно пострадали от очередного
пожара. Разрушения были так велики, что и речи не было о скором
восстановлении. Семинария переехала в здание Духовного училища (ныне ул.
Маркса, 9а), а судьба семинарских зданий на Воскресенской решалась долго. Синод
решил построить семинарский городок на даче "Подсека", а сгоревшие корпуса перестроить под
лавки как продолжение расположенного рядом Гостиного двора. Предполагалось
сдавать их в аренду, а собираемые деньги тратить на содержание семинарии Дело
затягивалось, не хватало денег, несколько проектов было отвергнуто. Наконец в
1862-1865 гг. подрядчик Мартын Максимович Данилов, по проекту архитектора Павла
Алексеевича Солнцева и под наблюдением архитектора Гессе, осуществил
перестройку. Третьи этажи были снесены, все корпуса соединены, образовалось
двухэтажное здание протяженностью в целый квартал по Воскресенской. Колоннада
по этой улице, сгоревшая в 1842 г., больше не восстанавливалась В 1865 г. здесь
началась торговля. Но намерения церковных властей изменились, и в 1868 г.
семинария вернулась на Воскресенскую, купцам остались лишь лавки на первом
этаже. С этого времени и до закрытия в 1918г. семинария не переезжала. В 1880г.
во дворе корпуса, выходящего на Петропавловский переулок, была пристроена
колокольня семинарской церкви, впоследствии утраченная. Она хорошо видна на
старинной фотографии. В остальном, здание не претерпело больших изменений с
1868 г. Сейчас в нем расположен геологический факультет Казанского
университета.
Среди ректоров семинарии
было немало видных деятелей церкви-
В 1740-х гг. несколько лет ректором семинарии был
архимандрит Дмитрий (Даниил Сеченов) (1709-1769), выпускник Московской духовной
академии, впоследствии епископ Нижегородский, архиепископ Казанский, митрополит
Новгородский—известный проповедник, миссионер, публицист.
В 1744-1748 гг.-иеромонах Вениамин (Василий
Григорьевич Пуцек-Григорович) (ум. 1785), сторонник просвещения, много
сделавший для семинарии, позже архиепископ и митрополит Казанский.
В 1772-1787 гг.-архимандрит Платон (Любарский) (ум.
1805)-известный церковный писатель, подготовивший к публикации ряд исторических
источников, впоследствии-архиепископ Астраханский.
В 1787-1793 гг-архимандрит Гедеон (Замыцкий) (ум.
1808)-позже профессор Московской духовной академии, видный богослов, знаток
греческого языка.
В 1817-1832 гг.-архимандрит Феофан (Александров)
(1785-1853)-известный проповедник-тысячи священников пользовались двухтомником
его проповедей,- церковный композитор (в Казани "феофановские"
распевы бытовали до начала XX в.), позже — настоятель Московского Донского
монастыря.
В 1855-1864 гг.-архимандрит Иннокентий (Иван
Матвеевич Новгоро-дов) (1823-1868), впоследствии ректор Казанской духовной
академии.
В 1878-1891 гг - протоиерей Никифор Тимофеевич Каменский (1847-1910), в монашестве (с 1889г.) архимандрит Никанор,- выпускник Казанской духовной академии, впоследствии епископ Смоленский, затем Архангельский, Екатеринбургский, Гродненский, архиепископ Варшавский, в 1908-1910 гг.-архиепископ Казанский, известный богослов и проповедник, публицист, историк, археограф, этнограф.
В 1907-1918 гг.-протоиерей Василий Иванович Беликов,
известный богослов.
Преподавателями духовной семинарии были, в основном,
выпускники духовной академии-чиновники, белое и черное духовенство.
В Казанской духовной семинарии преподавали видные
ученые: ГС. Саблуков, А Ф Гусев, П К. Жузе (о них подробнее см. в статье
"Духовная академия"), видный историк культуры и церкви, выпускник
Санкт-Пе-тербургской духовной академии Константин Васильевич Харлампович
(1870-1932), позже профессор Казанского университета.
К числу преподавателей, которые оставили глубокий
след в истории семинарии и пользовались большим уважением, можно отнести
протоиереев Виктора Петровича Вишневского, Василия Андреевича Ложкина, Ивана
Тимофеевича Горизонтова (о них см. в статье "Петропавловский собор"),
протоиерея Флегонта Талантова (см. статью "Богородицкий монастырь"),
архимандрита Палладия (Пьянкова), впоследствии епископа Олонецкого (все пятеро
- выпускники Московской духовной академии), Александра Герасимовича Хрусталева
(ум 1875), выпускника Казанской духовной академии.
В семинарии учились видные деятели церкви: епископ
Гедеон (Кри-новский) (1726—1763)— знаменитый проповедник, оказавший большое влияние
на развитие гомилетики и риторики, а также на религиозную политику Екатерины
II, епископ Мартиниан (Михаил Муратовский) (185Й-1936)-известный миссионерской
деятельностью в Сибири, архиепископ Гурий (Сергей Буртасовский) (1845- 1907),
архиепископ Вениамин (Василий Антонович Муратовский) (1856-1936), архиепископ
Анастасий (Александров) (1860-1918) (о нем см. в статье "Духовная
академия")
Среди выпускников было много видных ученых и
деятелей культуры и просвещения:
выдающиеся ученые-китаеведы архимандриты Иакинф
(Никита Яковлевич Бичурин) (1777—1853) и Палладий (Петр Иванович Кафаров)
(1817-1878); ученый-филолог, академик Российской Академии Петр Спи-ридонович
Билярский (1819-1867); ученый-фармаколог, профессор Казанского университета
Алексей Андреевич Соколовский (1822-1891); деятель народного образования,
марийский просветитель, этнограф Сергей Адн-реевич Нурминский (1839-1914);
ученый-медик, хирург, профессор Казанского университета Михаил Федорович
Кандаратский (1854—1912), казахский просветитель и филолог-тюрколог Александр
Васильевич Васильев (1861-?), ученый-геолог, профессор Алексей Васильевич
Нечаев (1864-1930); чувашский этнограф и историк Николай Васильевич Никольский
(1878-1961); марийский этнограф, историк, языковед, филолог Валерьян Михайлович
Васильев (1883-1961).
Семинарию закончил видный
государственный деятель, вятский губернатор, позже сенатор, действительный
тайный советник Василий Иванович Болгарский (1771-1848).
Однако самое главное, что
подавляющее большинство священников Казанской епархии были выпускниками
семинарии (десятки лучших из них названы в этой книге).