Кремлевская ул., 4

 

22. КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

В начале XX в. в России было 58 духовных семинарий, казанская основана в числе первых.

Указом Петра I от 6 октября 1722г. казанскому митрополиту Тихону предписывалось открыть в Казани Славяно-греко-латинскую школу для подготовки священнослужителей Она была открыта в 1723 г., а в 1733 г. переименована в семинарию. В 1797г. по указу Павла I на базе семина­рии образована Казанская духовная академия, которая включала все ступени духовного образования от начальной до высшей и, по сути, мало чем отличалась от семинарии. В 1818г. академия вновь преобразована в семинарию, просуществовавшую до 1918г. До 1829г. семинария соединяла начальное и среднее духовное образование. В 1829г. в епархии были созданы духовные училища и в семинарии остались только средние классы.

Большинство учащихся и преподавателей всегда жило в зданиях семи­нарии, хотя она и не была совершенно закрытым учебным заведением

В 1734-1742 гг. построены три двухэтажных корпуса семинарии неда­леко от Петропавловского собора. Земля и деньги завещаны знаменитым купцом И.А. Михляевым (см. статью "Петропавловский собор"). Ранее, в 1723—1733 гг., семинария находилась в помещениях Казанского Федоровс­кого монастыря, а в 1733-1735 гг.-в Зилантовом монастыре.

Корпуса семинарии (академии) в XVII-первой половине XDC в. часто перестраивались и столь же часто горели.

В 1735 г. семинария разместилась в выстроенных первых этажах, а в 1742 г., вскоре после завершения строительства, здания были сильно повреждены пожаром. Кроме того, семинария горела в 1759, 1762, 1765, 1774, 1797, 1815гг. К 1842г. все три корпуса были трехэтажными. Корпус на углу улиц Кремлевской и Чернышевского, где жили преподаватели— "учительский". Центральный корпус, выходящий на улицу Воскресенскую (ныне Кремлевская)-занимали учебные помещения, церковь, библиотека. Корпус именовался "лукинским" в честь архиепископа Луки (Конашевича), которому принадлежала основная заслуга в строительстве семинарии. Корпус на углу Воскресенской и Петропавловского переулка (ул. Джалиля) -"ученический", здесь жили семинаристы.

В 1842г. здания сильно пострадали от очередного пожара. Разруше­ния были так велики, что и речи не было о скором восстановлении. Семинария переехала в здание Духовного училища (ныне ул. Маркса, 9а), а судьба семинарских зданий на Воскресенской решалась долго. Синод решил построить семинарский городок на даче "Подсека", а сгоревшие корпуса перестроить под лавки как продолжение расположенного рядом Гостиного двора. Предполагалось сдавать их в аренду, а собираемые деньги тратить на содержание семинарии Дело затягивалось, не хватало денег, несколько проектов было отвергнуто. Наконец в 1862-1865 гг. подрядчик Мартын Максимович Данилов, по проекту архитектора Павла Алексеевича Солнцева и под наблюдением архитектора Гессе, осуществил перестройку. Третьи этажи были снесены, все корпуса соединены, обра­зовалось двухэтажное здание протяженностью в целый квартал по Воскре­сенской. Колоннада по этой улице, сгоревшая в 1842 г., больше не восстанавливалась В 1865 г. здесь началась торговля. Но намерения церковных властей изменились, и в 1868 г. семинария вернулась на Воскресенскую, купцам остались лишь лавки на первом этаже. С этого времени и до закрытия в 1918г. семинария не переезжала. В 1880г. во дворе корпуса, выходящего на Петропавловский переулок, была пристро­ена колокольня семинарской церкви, впоследствии утраченная. Она хоро­шо видна на старинной фотографии. В остальном, здание не претерпело больших изменений с 1868 г. Сейчас в нем расположен геологический факультет Казанского университета.

Среди ректоров семинарии было немало видных деятелей церкви-

В 1740-х гг. несколько лет ректором семинарии был архимандрит Дмитрий (Даниил Сеченов) (1709-1769), выпускник Московской духовной академии, впоследствии епископ Нижегородский, архиепископ Казанский, митрополит Новгородский—известный проповедник, миссионер, публицист.

В 1744-1748 гг.-иеромонах Вениамин (Василий Григорьевич Пуцек-Григорович) (ум. 1785), сторонник просвещения, много сделавший для семинарии, позже архиепископ и митрополит Казанский.

В 1772-1787 гг.-архимандрит Платон (Любарский) (ум. 1805)-известный церковный писатель, подготовивший к публикации ряд исторических источников, впоследствии-архиепископ Астраханский.

В 1787-1793 гг-архимандрит Гедеон (Замыцкий) (ум. 1808)-позже профессор Московской духовной академии, видный богослов, знаток греческого языка.

В 1817-1832 гг.-архимандрит Феофан (Александров) (1785-1853)-известный проповедник-тысячи священников пользовались двухтомни­ком его проповедей,- церковный композитор (в Казани "феофановские" распевы бытовали до начала XX в.), позже — настоятель Московского Донского монастыря.

В 1855-1864 гг.-архимандрит Иннокентий (Иван Матвеевич Новгоро-дов) (1823-1868), впоследствии ректор Казанской духовной академии.

В 1878-1891 гг - протоиерей Никифор Тимофеевич Каменский (1847-1910), в монашестве (с 1889г.) архимандрит Никанор,- выпускник Казанской духовной академии, впоследствии епископ Смоленский, затем Архан­гельский, Екатеринбургский, Гродненский, архиепископ Варшавский, в 1908-1910 гг.-архиепископ Казанский, известный богослов и проповедник, публицист, историк, археограф, этнограф.

В 1907-1918 гг.-протоиерей Василий Иванович Беликов, известный богослов.

Преподавателями духовной семинарии были, в основном, выпускни­ки духовной академии-чиновники, белое и черное духовенство.

В Казанской духовной семинарии преподавали видные ученые: ГС. Саблуков, А Ф Гусев, П К. Жузе (о них подробнее см. в статье "Духовная академия"), видный историк культуры и церкви, выпускник Санкт-Пе-тербургской духовной академии Константин Васильевич Харлампович (1870-1932), позже профессор Казанского университета.

К числу преподавателей, которые оставили глубокий след в истории семинарии и пользовались большим уважением, можно отнести протоие­реев Виктора Петровича Вишневского, Василия Андреевича Ложкина, Ивана Тимофеевича Горизонтова (о них см. в статье "Петропавловский собор"), протоиерея Флегонта Талантова (см. статью "Богородицкий мо­настырь"), архимандрита Палладия (Пьянкова), впоследствии епископа Олонецкого (все пятеро - выпускники Московской духовной академии), Александра Герасимовича Хрусталева (ум 1875), выпускника Казанской духовной академии.

В семинарии учились видные деятели церкви: епископ Гедеон (Кри-новский) (1726—1763)— знаменитый проповедник, оказавший большое вли­яние на развитие гомилетики и риторики, а также на религиозную политику Екатерины II, епископ Мартиниан (Михаил Муратовский) (185Й-1936)-известный миссионерской деятельностью в Сибири, архи­епископ Гурий (Сергей Буртасовский) (1845- 1907), архиепископ Вениамин (Василий Антонович Муратовский) (1856-1936), архиепископ Анастасий (Александров) (1860-1918) (о нем см. в статье "Духовная академия")

Среди выпускников было много видных ученых и деятелей культуры и просвещения:

выдающиеся ученые-китаеведы архимандриты Иакинф (Никита Яковлевич Бичурин) (1777—1853) и Палладий (Петр Иванович Кафаров) (1817-1878); ученый-филолог, академик Российской Академии Петр Спи-ридонович Билярский (1819-1867); ученый-фармаколог, профессор Казан­ского университета Алексей Андреевич Соколовский (1822-1891); деятель народного образования, марийский просветитель, этнограф Сергей Адн-реевич Нурминский (1839-1914); ученый-медик, хирург, профессор Казанского университета Михаил Федорович Кандаратский (1854—1912), казахский просветитель и филолог-тюрколог Александр Васильевич Васильев (1861-?), ученый-геолог, профессор Алексей Васильевич Нечаев (1864-1930); чувашский этнограф и историк Николай Васильевич Ни­кольский (1878-1961); марийский этнограф, историк, языковед, филолог Валерьян Михайлович Васильев (1883-1961).

Семинарию закончил видный государственный деятель, вятский гу­бернатор, позже сенатор, действительный тайный советник Василий Ива­нович Болгарский (1771-1848).

Однако самое главное, что подавляющее большинство священников Казанской епархии были выпускниками семинарии (десятки лучших из них названы в этой книге).

Hosted by uCoz